Но красивая розовая машина - существо непритязательное, и на колёса по 32 тысячи за комплект не претендует.
Круглое и красивое
- Как бы ни спорили знатоки двигателей и ходовок, а шины - это, пожалуй, самый сложный элемент современного автомобиля, - мило улыбаясь, начинает свою «лекцию» Артём Киселёв, продавец одного из шинных магазинов города.
- Подумаешь, сложный элемент, - природное чувство противоречия даёт о себе знать, - главное, чтоб круглое и с красивым рисуночком.
- Красивое так красивое, - вздохнув, соглашается Артём и снимает с полки какое-то колесо, - вот это достаточно красивое?
- Так себе, - капризничаю я.
- Отличное колесо, - пытается противостоять продавец, - японское. Индекс скорости подходящий для вашего автомобиля, и нагрузке соответствует, и состав смеси отменный, да и вообще пятно контакта будет хорошо держать.
- Какое ещё пятно, - недоумеваю я, - может, как-нибудь без него обойдёмся?
- Попробуйте, - не скрывая эмоций, захохотал Артём, - только вряд ли получится. Все усилия, крутящие моменты, направления, которые создаёт ваша машина по отношению к дороге, передаются обратно посредством четырёх пятен контакта. Вся шинная индустрия работает на понимание процессов, происходящих в этих точках, вот как только до истины доберётся - сразу будет изобретена супербезопасная универсальная шина. А пока приходится обращать внимание на то, что указывает завод-изготовитель.
Индекс шины
- К примеру, максимальная нагрузка и скорость, которую выдержат ваши колёса, зашифрована в индексе на маркировке шины. Например, вот на этом колесе написано 92Т. 92 - индекс нагрузки, в данном случае 630 кг, а Т - индекс скорости для этой шины равный 190 км/ч. Правда, надо помнить, что на оба эти параметра влияют стиль вождения, качество дорожного покрытия, погодные условия.
- А зачем вообще переобуваться, - подумалось вслух, - в нашем городе зимой и летом дороги разбитые, и в пробках приходится по два часа торчать круглогодично?
- Но ведь есть ряд потребительских свойств, которые реализуются только при определённых температурах, - искренне изумился Артём.
- Да ладно, главное, чтоб на поворотах не заносило, чтоб в дождь не скользило и чтоб не сильно пылило в сухую погоду, - ковыряя ногтем какое-то «не наше» колесо, замечаю я.
- На всё, что вы перечислили, тоже влияет целый ряд факторов, - снова заулыбался Артём, - к примеру, управляемость зависит и от рисунка протектора, и от жёсткости его центральной зоны и от плечевых элементов, и, конечно, от состава резины. Для движения в повороте важна стабильность формы пятна контакта, зависящая от конструкции каркаса шины и наличия укрепляющих слоев-брекеров. Традиционно все без исключения производители предлагают рисунок протектора со сплошным центральным ребром и «закрытыми» плечевыми блоками...
- Ой, всё, я больше не могу всё это усваивать, давайте мне колёса, и я поеду...
За те полчаса, что были проведены мною в магазине, тут скопилась целая толпа народу, и каждый второй слушал рассказ Артёма, открыв рот. Оказывается, не я одна понятия не имею, что такое пятно контакта. Ну и прекрасно. Погрузив новенькие колёса в красивую розовую машину, я отправилась домой. Шиномонтаж - история отдельная, и о ней как-нибудь в другой раз.
Смотрите также:
- Ретрохобби: в Омске отреставрировали автомобиль 1928 года выпуска →
- Омские таксисты экономят на счетчиках →
- Средство передвижения в мегаполисе →