Дереву было 280 лет, и росло оно на севере Омской области

   
   

С охраной леса ситуация в стране сложная - бегать с ружьём и отлавливать мужичков с топорами сейчас некому. Лесников упразднили, а деревья, по сути, мало кому остались нужны.

О том, какая ситуация с лесным богатством происходит в нашем регионе, "АиФ в Омске" рассказал директор Омского лесхоза Александр Камчатный. Лесничеству он отдал 44 года своей жизни.

За деревом не успеть

- Александр Григорьевич, какой-то неблагородный труд у лесника получается. Посадил дерево, а оно вырастет только через десятки лет, если вообще при пожаре не сгорит. Не обидно?

- Плоды своей работы мы, конечно, видим, но использовать - на дрова распилить, к примеру, не можем. Дереву для этого 100 лет надо расти, нам за ним не успеть. Пользуемся тем, что посадили до нас, а работаем для своих потомков. Вот такая цепочка. Поэтому и интересно. Представляете, сначала заготовка семян, потом высадка в питомник - в этом году 1,3 млн деревьев вырастили! В девять лесхозов области реализовали посадочный материал.

- Лес сейчас часто воруют?

- Для личного пользования - часто. Проблема в том, что лесников, тех людей, которые жили с ружьишком в лесу и занимались его охраной, сейчас нет. В одном только лесхозе в своё время было 43 человека, сейчас ни одного. Фактически на месте охранять лес некому. А как мы нарушителей будем ловить? У нас 28 га леса, и они не в одном районе сосредоточены, а по всей области. Вот такое недоразумение. Раньше у нас всё на учёте было, за спиленный кустарник людей премиальных лишали.

- Самих нарушителей как наказываете?

- Составляется акт. Есть уголовная ответственность, административная, штрафы различные - от 5 до 10 тысяч.

- А если человек себе ёлку желает на Новый год спилить самостоятельно, что ему делать?

- Обратиться в лесхоз или лесничество. Мы ведь и частным лицам выделяем участки для заготовки древесины, и покажем, какую ёлку можно спилить на Новый год. Или уже срубленную продадим.

- Вы сами на праздники искусственное дерево предпочитаете?

- Почему? Я живое дерево люблю, и не ёлку, а сосну. Она красивая, пушистая, да и игрушки новогодние есть куда повесить. К тому же не осыпается так быстро, как ель, и простоять может больше месяца.

- Кстати, а в домашних условиях новогоднее деревце вырастить легко?

- Вполне. При условии, конечно, что у вас приусадебный участок есть - посадили саженец аккуратно, полили, и пусть растёт. Через 10 лет можно рубить и ставить дома, а можно и на улице нарядить, если рубить жалко.

И зачем нам туя

- Какое у нас дерево в Омской области самое ценное?

- Кедр. А больше всего у нас берёз, сосен, лиственниц.

- А такое понятие, как "дерево-сорняк", имеет место?

- Конечно. Вот смотрите, там вдалеке берёзы растут, но среди них встречается клён. Он и будет в данном конкретном случае сорняком. Его не нужно было здесь сажать, это необдуманное районирование. И в городе так часто бывает, особенно в последнее время пошла мода на тую какую-нибудь. Посадят в центре Омска, а толком не ухаживают. Надо делать упор на то, что растёт у нас само, а туей увлекаться на своей даче.

- И как лесхозы сейчас ухаживают за тем, что растёт само?

- Например, санитарная вырубка леса. Где бензопилой, где топором спиливаем погибающие и уже засохшие деревья, те, которые повреждены насекомыми. Ведь насекомые могут и на здоровые деревья перейти. Потом дрова перерабатываем - отдаём населению, хворост сжигаем.

- Интересно, а какой возраст для дерева в Омской области "критический"?

- Берёза 100-120 лет растёт. Ну, возрастом больше 100 лет и другие деревья, конечно, есть. А вот начальник Усть-Заостровского участка лесхоза Николай Эберле как-то на севере области сосну пилил. Так там 280 колец оказалось! Представляете, если бы оно говорить умело? Сколько эта сосёнка рассказать бы могла!.. Человек пришёл, ушёл, а деревья стоят. Если, конечно, не выгорят при пожаре.

Досье

Александр Камчатный, директор бюджетного учреждения "Омсклес". В лесном хозяйстве уже 44 года. В 1965 году закончил лесной техникум. В 1971-м - Алма-Атинский сельскохозяйственный институт. До 1999 года работал в Павлодарской области, а последние 10 лет - в Омске.

Смотрите также: