В город и обратно

   
   

Уехать в город и не вернуться - хрустальная мечта всех совершеннолетних жителей деревни. Устоявшуюся миграционную модель нынешний кризис перевернул с ног на голову. Метания молодёжи между Омском и областью больше напоминают замкнутый круг, нежели поиски лучшей жизни.

19-летний житель Русской Поляны Андрей Поляков диплом профессионального училища получил прошлым летом. Вместе с выпускным вечером закончилось и студенчество, на горизонте замаячила взрослая жизнь. Однако перспектива работы на селе молодого специалиста не прельщала. Родной посёлок он любил, но, мысленно прикинув зарплату, будущий бухгалтер отправился в город. На надвигающиеся экономические неурядицы Андрей махнул рукой.

Ушли на дно

Шансы найти работу в городе у бывшего выпускника районного ПТУ были равны нулю. Благо, Андрею помогли знакомые - устроили бухгалтером в крохотную организацию по оптовым продажам. Особым спросом контора не пользовалась, и неудивительно, что первая волна экономического кризиса отправила нерентабельное предприятие на дно. Подобных ситуаций сотни - сотрудники в одночасье остались на улице, а Андрей вернулся домой. Огни большого города сослужили плохую службу - в это время рабочих мест не было и в родном посёлке. Опять купил билет до Омска. На этот раз пришлось переквалифицироваться в охранника ночного заведения.

А мест-то нет...

В райцентре Русская Поляна несколько школ и одно училище. Ежегодно оно выпускает около 200 человек. Учат тому, что необходимо на селе: машинист широкого профиля, бухгалтер, коммерсант, повар-кондитер, строитель. На первый взгляд кажется, что рабочие места обеспечены всем, ведь молодёжи на селе немного, всего 20% населения. При этом большинство из них уезжают учиться в Омск. Там и остаются.

- Мало у кого из выпускников училища есть гарантия трудоустройства, - рассказывает Валерий Прудников, председатель районного комитета по делам молодёжи. - Раньше от молодых специалистов требовали опыт, которого у них не было, а сейчас предприятия ссылаются на нехватку рабочих мест. У нас ведь тоже массовые сокращения, хотя, по большему счёту, и сокращать-то нечего...

Подобные комитеты по формированию молодёжной политики с 1992 года есть в каждом районе Омской области. В отличие от комсомола с его разветвлённой структурой, комитеты представлены парой человек и тремя основными программами: пропагандой патриотического воспитания, профилактикой преступности и наркомании. Ну а главное - закрепление молодёжи на селе.

Сельский кайф

С одной стороны - дело благородное. Ведь если нынешнее поколение начнёт массовое переселение в большие города (а такая тенденция прослеживается последние 20 лет), сёла просто исчезнут с карты области. С другой - особых перспектив амбициозная сельская молодёжь на родине не имеет. Непростой выбор в 18 лет между патриотизмом и деньгами.

Однако кризис сказался не только на трудоустройстве в районе.

- С начала года в Русской Поляне увеличилось количество преступлений среди несовершеннолетних и молодёжи, - отмечает Валерий Прудников. - В основном это грабежи с нанесением телесных повреждений, мелкое хулиганство. А всё из-за социально-экономической нестабильности. Сейчас на учёте в райцентре стоит 69 человек в возрасте от 14 до 18 лет.

Нельзя не сказать и о сомнительных "радостях" сельских подростков. Соседство с Казахстаном приносит свои плоды. Проблему наркомании пограничный район не обойдёт даже при работе десяти подобных комитетов. В прошлом году среди молодёжи было зарегистрировано восемь случаев контрабанды и употребления наркотиков. Конечно, проблема не мирового масштаба, но она есть. Здесь с ней борются на трёх уровнях: профилактикой и просветительской деятельностью; беседой с наркологом (он здесь один) и постановкой на учёт; в тяжёлых случаях - лечение и реабилитация в Омском областном наркологическом диспансере. К слову, из-за границы приходят исключительно опиумные растения. А вот героиновые поставки "родом" из Омска.

Сельская молодёжь и городская - это две большие разницы. В селе люди более общительные, дисциплинированные. Тут ведь всё на виду, все друг друга знают в лицо. Не только с банкой пива по улице не пройдёшь, даже школу не прогуляешь - родителям позвонят. Дети, а учащихся сейчас около 3000, и не прогуливают - за последние девять лет не было ни одного исключения из школы.

С кузнецом на сеновал

Избалованная городская молодёжь нередко думает, что единственное развлечение в посёлке - это стереотипный "сеновал с кузнецом".

- Даже если подросткам есть чем заняться, это не значит, что на сеновал они не пойдут, - говорит Наталья Трофименко, специалист комитета по делам молодёжи. - Пойдут. Тут уж всё зависит от уровня притязаний, кому что больше по душе. Кто-то любит "потусоваться" - такого человека будет сложно привлечь в самодеятельность. Хотя у нас есть и спортивные секции, и дом детского творчества, две музыкальные школы. В райцентре одна танцплощадка, кинотеатр, а при каждом поселении - сельский клуб. Два раза в месяц мы проводим массовые мероприятия - как праздничные, так и профилактические. А что касается проблемы жилья, то сейчас мы воплощаем в жизнь подпрограмму "Жильё для молодых", пока в ней участвует семь человек. Мы консультируем, как в неё попасть и как оформить документы.

... Пока комитет работает, совершеннолетние по-прежнему рвутся в город, а горожане тянутся... в село. В надежде, что личное подсобное хозяйство поможет пережить кризис.

Смотрите также: