Общественная приемная Роспотребнадзора работает в режиме нон-стоп.
Телефон в этом кабинете трезвонит с утра и до вечера. Люди звонят по любому поводу: купили конфеты с плесенью или прокисшее молоко, пластиковые окна "плачут", заедает барабан "стиралки"... Наконец, кошка попала в водосточную трубу(!). Многие понимают срочную помощь буквально, вызывают наравне со "скорой".
- Алло, Роспотребнадзор? Срочно приезжайте на Лобкова!
- Что случилось?
- Мы купили булочку, она сильно отдает плесенью. Мука затхлая.
- Везите булочку к нам.
- Так мы с сыном ее уже съели.
- (Молчание в трубке). Ну, вкладыш из булочки-то у вас есть? Кто её произвел, какое ЧП...
- Нету... В урне.
Это совершенно реальный звонок от омички Ольги Михайловой, поступивший в 11.32 пятницы, 28 ноября.
Сразу за ней позвонила ещё одна омичка, возмущенная тем, что в газетном киоске у нее не принимают пять рублей копеечными монетами. Три рубля продавец берёт, остальное требует "крупными".
- По закону не имеют права. Обращайтесь с официальным письмом к хозяевам торговой точки.
Под силу только Сократу?
- Как правило, на такой жалобе всё заканчивается, - по опыту говорит Татьяна Терлеева. Она заведует общественной приёмной со дня её открытия, больше трёх лет. - Восстановление справедливости - дело хлопотное и нервное. Люди к этому не привыкли. Только 50% граждан идут дальше. Если же духу и времени не занимать, то обращаются прямиком в прокуратуру, часто минуя самого обидчика и контрольные органы.
- Это в корне неверно. Вначале жалобу нужно адресовать организации-обидчику. В форме претензионного письма. В двух экземплярах и под роспись, - советует Татьяна Григорьевна.
Тут начинается главная "головная боль". "Претензионная жалоба" звучит зловеще. И жалобщик испуганно ломает голову, как грамотно составить "донос", ведь он не юрист и не правозащитник.
- Не нужно выдумывать велосипед, - советует специалист общественной приемной. - Просто в свободной форме изложите: где, когда, при каких обстоятельствах случилось то, чем вы недовольны, и каких решений ждёте от ответчика.
Экспертиза за ваш счет
Четыре самые "рейтинговые" темы - это тарифы ЖКХ, сотовые телефоны, пластиковые окна и несвежие продукты. Обо всем по порядку.
Очень много жалоб поступает на квитанции, в которых появилась строка "места общего пользования". Требования оплачивать свет в лифте, коридоре и т. д. - законны. Однако под эту "удочку" нерадивые жилищники часто плюсуют людям лишние расходы. С сотовыми и окнами ситуация похожая. Покупатели не знают своих прав, абсолютно не читают договоры. Как правило, в таких документах "хромает" сторона ответственности. Расплывчато прописаны обязательства продавца и сроки гарантии установки тех же пластиковых окон. Отдельный пункт - экспертиза. Вопрос всегда один: кто должен оплачивать эту услугу?
- Если товар находится на гарантии, экспертиза за счет ответчика. Если же срок гарантийного обслуживания истек, то за деньги истца. Необходимо помнить, что экспертиза должна производиться при участии двух сторон. Дата и место оговариваются отдельно, - консультируют нас в управлении Роспоребнадзора.
Кушайте с булочкой
Еще одна "болевая" точка - это общепит. Новинки от собственного производства супермаркетов радуют вас богатым выбором. И правда, зачем ломать спину над той же "селедкой под шубой" или "мимозой", когда готовая обойдётся тебе практически в ту же сумму, минус нервы. Прелестно, но не стоит забывать, что салаты - самые "уязвимые" блюда. Майонезная заправка только прибавляет им риска.
- Очень много отравлений готовыми блюдами, - объясняет Марина Литвинчук, эксперт городского общества защиты прав потребителей. - Требуйте документы. Каждое готовое блюдо имеет своё удостоверение качества, где стоит дата выработки и время.
Например, беляш разрешён в пищу только в течение 16 часов, а хлеб может лежать несколько суток. Как быть, если вы "грешите" на ресторанное блюдо или покупное молоко? Пишите заявление в Роспотребнадзор, только ваше письменное обращение может стать основанием для проверки санитарных врачей. Тут уже неважно, что и где вы съели: несвежие суши или конфеты с мхом.
Кстати
По данным Управления Роспотребнадзора по Омской области, за 9 месяцев 2009 года в общественную приёмную жаловались:
На нарушение правил продажи отдельных видов товаров - 623
На качество пищевых продуктов - 175
На услуги ЖКХ - 171
На качество сложных товаров бытового назначения - 117
Телефон общественной приёмной: 32-60-26