Омская область - приграничная территория. Более того, наш регион - "счастливый" обладатель самого большого её отрезка, это 1 тыс. 20 км. Омск граничит с Казахстаном во всех его стихиях: на земле, на воде и по воздуху. Дружба дружбой, как говорится, а граница границей. Здесь служат без перерыва на обед и без выходных. Ведь граница - не только черта на карте, внешняя торговля и культурные связи. Это также контрабанда, боевики и незаконная миграция.
Под стук колёс
- На первый путь прибывает электропоезд "Павлодар-Исилькуль". Выход на левую платформу, - звучит объявление.
- О! "Барыга" подходит! - оживилась толпа.
Как оказалось, "барыга" - поезд особенный. Он "иностранец". Сообщает два государства - Россию и Казахстан. Сообщает по-всякому: когда продуктами, когда водкой, когда и наркотиками. В общем, гостинцы "барыгой" везут разные.
Проклят десять раз в день
- Позвольте, а двери откроют? Это что? Арест? - недоуменно вопрошала с платформы тётенька со множеством полосатых "китаек".
- Так в поезде же погранцы работают! Не откроют, - хохотнув, громыхнула толпа.
Мне всё-таки открыли потаённый ход.
Фраза "Ваши документики!" эхом носилась по составу. Шум, гам, причитания пассажиров... Пограничники работали уже в середине состава. По уставу на проверку документов одного человека служивым отводится до 1,5 мин. Пассажиры и работники железной дороги часто жалуются на простои по вине погранслужбы, затягивающей с отправлением. Давайте посчитаем: в составе одной такой "барыги" восемь вагонов, в каждом не меньше 70 человек. Поезд стоит 10 минут. Есть дни, когда по расписанию в день прибывает 3-4 поезда. В сутки здесь работает два отряда численностью от четырёх до восьми человек. Как в таком случае успеть?
- Да будьте вы прокляты! - на этой фразе я окаменела. Приличного вида женщина во весь голос проклинала молодого капитана. - Тебе бы на моё место, фашист!
- Ничем не могу помочь, - сухо извинился инспектор и проследовал по вагону. - Сколько водки везём? В личных целях? - невозмутимо продолжал он работу со следующим пассажиром.
Такие проклятия сыплются на пограничников по десятку раз в день. Той женщине всего-навсего нужно было срочно попасть в деревню недалеко от Исилькуля к тяжело больному брату. Сама она из Казахстана, документы забыла дома. Пограничники были неприступны.
Через Исилькульский пост географические соседи везут всё, чем "богаты": оружие, наркотики, боеприпасы, просроченное молоко и ворованный картофель. Но главный "продукт" - всё-таки водка. Водку везут к нам, от нас туда - пиво. Такой вот "алкогольный" бартер.
Говорящая картошка
- Водку везут все, - не скрывают пограничники. - Вопрос в количестве. Закон разрешает к провозу четыре литра. Особенно в цене "Стольная", отпускная цена которой - 14 рублей. Но это уже вотчина таможни.
Бабушки делают бизнес на "молочке" - творог, молоко, сметана. Естественно, весь провиант без документов.
Осеннее веяние - дешёвые казахстанские овощи. Бабушки - "божьи одуванчики" говорят, что везут товар не ради контрабанды, а для прибавки к пенсии.
- Всё же своё, с огорода! - уверяют они.
Две недели назад фитонадзор выявил такую вот партию "своего" "лукового" горя, заражённого повиликой.
"Моя твоя не понимать"
Самое распространённое нарушение при пересечении границы - это документы. Летом бабушки и дедушки повально везут внуков в Казахстан на отдых. Естественно, все, как один, "забывают" или не хотят оформлять родительское разрешение. Вместе с тем, наличия такой бумаги требует закон. Причём нотариально заверенной.
Другой вопрос -просроченные и чужие паспорта. Новую головную боль омским пограничникам добавляют выходцы из Азии. Если с казахами мы свободно общаемся на русском, изъясниться с китайцем - большая сложность.
- Они любят прикинуться, что не понимают, чего от них хотят. Удобно так! - комментирует Александр Ашурков, сотрудник железнодорожного пункта пропуска "Исилькуль".
Ещё пару слов о профессионализме. Вот вы, к примеру, сможете отличить друг от друга китайских братьев? Я - нет. На прошлой неделе на КПП задержали такую парочку. Один брат ездил по документам другого.
Это немыслимо сложно. Испробовано на себе. Эксперимента ради я наравне с сотрудниками погранотряда прошла обучающий тест. Результат неважнецкий - 19 попаданий из 31.
- Просто нужно учитывать много факторов, - смеются специалисты. - С годами люди полнеют, худеют, ходят в солярии, вместе с тем хмурятся, улыбаются, стареют и всё такое прочее...
Кстати
Ежедневно в пунктах пропуска на омском участке проходит паспортный контроль от 8 до 13 тыс. граждан, проходят досмотр до 1,5 тыс. транспортных средств.
Не щадя автомобиля своего
С автотранспортом ситуация другая. Тут и "гостинцы" посерьёзнее будут. Всего на территории области шесть пунктов пропуска автотранспорта. Я несла дежурство в Ольховке. Между собой пограничники считают её самой бойкой "переправой". Здесь работают самые большие профессионалы. По обе стороны закона.
Спрятаться за удочкой
В 2005 г. в Ольховке "взяли" 120 кг героина. Порошок везли во флягах с медом, упакованный в многослойный полиэтилен. Груз "ехал" в машине с узбекскими помидорами. Через Омск фура шла транзитом. Водитель, поняв, что не сможет выполнить задание, зарезался.
Сергей Лейних, начальник КПП "Народный", детально помнит тот случай: водитель, узбек по национальности, ездил через Омск не раз. Пограничники в принципе знают большинство водителей в лицо. Тех, кто работает на рейсовых автобусах, фурах с фруктами и овощами. Последние полгода большой объём контрабанды везут пассажирскими "Вольво". Чаще всего это "тряпки", в основном - китайский ширпотреб. Омичи давно раскусили "вражескую" технологию: списанные автобусы из Швеции гонят в Казахстан. Уже на местных СТО умельцы вносят в конструктив инженерные изменения. Проще говоря, встраивают тайники, самые различные по размерам и по назначению.
- Недавно в багажнике такого вот "Вольво" нашли огромную нишу, куда запросто можно поместить взрослого человека, - рассказывает Сергей Эдвинович. - Тайник был аккуратно заварен, сварной шов спрятан за пожарный багор. Для такого дела хозяева готовы разобрать транспорт по винтикам.
Сплошная Dolce Vita
Наряду с офицерами в рядах омского погранотряда служат лохматые помощники. О них отдельное слово.
- Дольча, Дольча! - навстречу прапорщику Юрию Гришко несется кучерявый кокер. Дольче Вита на границе четвёртый год. Шаг до офицера. Всё это время собака исправно несёт службу, "улов" за прошлое дежурство - коробок марихуаны. Траву везли в рейсовом автобусе "Экибастуз-Омск". Дольча что-то учуяла, села в проходе и заскулила. Игорь понял, что дело неладное. "Нычка" держалась под пассажирским сиденьем на скотче.
...Вот и сейчас Дольчу выпустили "на дело", она резво носится вокруг автобуса, вынюхивая контрабанду. Из багажного отсека ныряет в салон, оттуда в кабину водителя. Там, где работает Дольча, нельзя мельтешить человеку. У сержанта Дольчи свой ритуал и порядок досмотра транспорта.
Комментарий специалиста
Сергей Логвинов, начальник отделения пограничного контроля Пограничного управления ФСБ России по Омской области:
- Согласно федеральной программе "Государственная граница 2003-2010" нашему ведомству выделяется серьёзное по объёму финансирование. На эти средства в регионе ведётся строительство капитальных, комфортных пунктов пропуска. Это ускорит процедуру оформления граждан, пересекающих границу, а также облегчит положение самих специалистов пограничного контроля. По этой же программе в Омск систематически поступают современные образцы технических средств по проверке документов. В регионе уже начато создание единой системы паспортного контроля, задача которой - объединить все пункты пропуска.
Смотрите также:
- "Мы готовили лошадей, чтобы гулять..." - признался Виктор Руппель, директор конезавода "Омский" →
- «Мы готовили лошадей, чтобы гулять…»: признался Виктор Руппель, директор конезавода «Омский» →
- Записки пограничника: корреспондент «АиФ в Омске» два дня отдавал долг Родине →