Нам трудно и не хочется зайти за угол и посмотреть, что предлагает "Большевичка". Лучше купить китайские "Версаче". Зато из бутика.
- Надо уметь отделять себя от массы, - уверен омский дизайнер Сергей Башкатов. - Желательно интеллектом и яркостью взглядов. Один из лучших омских дизайнеров костюма предпочитает обычный трикотаж, ездит на городском транспорте, в еде непривередлив. Эстет от природы, Башкатов на всё имеет свой взгляд, у него своя мода.
"Парадка" для стройотряда
- Что Вы заканчивали? Специализированный вуз?
- Строительный техникум. По первому образованию я техник-архитектор. Но моей тайной страстью всегда была журналистика. А на факультет дизайна тогда Технологического института - никакого сервиса ещё не было (смеётся) я попал случайно: поступал вместе с супругой. Это была её мечта. Когда пришёл забирать документы, женщина из приёмной комиссии уговорила: "Поучись чуть-чуть, тебе понравится!".
Для меня это было подобно смерти. Снова "очка", жизнь на стипендию. Но ничего, справился. Работал вечерами.
Нас набирали как экспериментальный курс, первый такой за Уралом. Специальность называлась - "инженер-конструктор". Все ранешние выходцы были из подмосковной Тарасовки (Текстильный институт). 100% наших преподавателей были из Москвы, среди них много "энциклопедических" имён. Тогда в Омск их заманили обещанием дать квартиры. И, что характерно, дали. Первые три курса они нас учили уму-разуму, а потом уехали обратно.
- Чему Вы посвятили свою первую авторскую работу, помните?
- Диплому (смеётся). Раньше всё было строго по плану. Темы выпускных работ утверждались райкомом комсомола. Место фантазии отводилось в строгом периметре. Тема нашего с женой диплома звучала так: "Парадный и рабочий костюм для студенческих отрядов. Южная зона". Использовали белую плащёвку и такой же х/б. С этой работой мы стали лауреатами городского конкурса. Правда, обещанных премий (улыбается) так и не дождались. Они осели где-то в карманах... райкомовских чиновников.
Талант за квартиру
На тот момент у Башкатова уже была семья, родилась дочь. Думать надо было о земном, а не о духовном. География предложений была огромной, но Башкатовы были в шаге от того, чтобы уехать в Мурманск.
- Тогда за квартиру я бы согласился ехать хоть в Нарьян-Мар, - признаётся Сергей Григорьевич.
- И как решился вопрос?
- Квартиру-таки дали в Омске. Мэр Глебов решил вопрос в пользу трёхкомнатной. Я остался работать на должности главного художника - руководителя омского Дома мод.
- А в Омске тогда была мода?
- Ну а как же... Помните, как в фильме: "Наша бумажная промышленность работает хорошо". Наша лёгкая промышленность (смеётся) работала не хуже... Два раза в год каждый Дом мод должен был представлять коллекцию из 120 изделий. Весенне-летняя и осенне-зимняя. Обязательно было ехать на защиту в Москву. Две части коллекции - для мужчин и для женщин. Авангардная часть, рассчитанная на молодежь; отдельно - на возрастных женщин. Большие сложности всегда были с полными. И шить, и моделей подбирать.
Ставка на "куриные грудки"
- А как тогда отбирали манекенщиц?
- У нас были штатные. То есть те, кто из раза в раз с нами работал. Подиум ведь не был профессией. Более того, это было как-то стыдно... Так, подработка. От случая к случаю. Оплачивалось порядка 50 рублей в месяц, это было много. Подрабатывали манекенщицами все: хорошо помню студенток из химико-механического техникума, они же приводили своих мам. На них мы демонстрировали коллекции для полных.
- ?!
- Да. А что вы думали? Сами, как умели, учились; приветствовалось танцевальное прошлое. Секций не было, подглядеть было негде. Это уже позже, в середине 80-х, когда я работал у Зайцева, впервые увидел записи заграничных дефиле.
- Зато сейчас моделей пруд пруди!!! Не профессия, а высший пилотаж.
- А что толку! Сотни агентств, и ни одной выдающейся модели. Всё это имена, за которыми пусто. Кто такая, по-вашему, топ-модель?
- Ну... хм. Та, которая входит в пятерку, десятку какого-нибудь рейтинга.
- Топ - это вершина. Когда девочка одинаково хорошо работает как перед фотокамерой, так и на подиуме. Нынешние худышки, с обтянутыми кожей ключицами, - это однозначно жуть. Раньше мы, модельеры, отказывались работать с такими "доходягами". Называли их "куриными грудками". Поймите, модель для дизайнера - это его всё. Она одна может вынести на себе самое никчёмное платье. И загубить самый большой шедевр.
VIP-модельный чёс
- Сергей Григорьевич, что скажете про столь модные конкурсы, как "Современный образ", "Русские красавицы" и т. д. Каждый раз в Омск приезжают VIP-персоны типа авторитетной Татьяны Михалковой, устраивают смотрины молодых дизайнеров...
- Это тот же чёс, что и у звёзд. Какие в нашей провинции могут быть другие интересы? Все москвичи считают нас непроходимыми лаптями. На самом деле все конкурсы не больше чем пиар. За ними стоит "бабло".
- Мне кажется, что страну захлестнула нездоровая волна эстетики. Все сплошь и рядом учат и учатся на дизайнеров интерьеров, фасадов, газонов...
- Это тоже своего рода чёс. Любой дизайнер - товар штучный. Во времена плановой экономики Москва готовила нас 14 человек на всю Россию. И хватало. А сейчас в моде разбираются все. Но, заметьте, имён много, толку нет. Только естественный отбор рождает мировых кутюрье, таких, как Зайцев.
- Кого вы тогда вы считаете достойным художником?
- Зайцева, безусловно. Он - первопроходец и в принципе первый человек, кто начал ставить костюм в нашей стране на профессиональную основу. Кстати, Зайцев не раз бывал в Омске на разных семинарах, давал мастер-классы.
Смотрите также:
- Куклы - отражение эпохи. Коллекционер - о выпуске и запрете игрушек в СССР →
- Как студенту-провинциалу выжить в столице →
- Диагноз: программист →