На колясках вход воспрещён!

   
   

- У нас очень хрупкие лестницы, - твердо произнесла женщина-администратор. - Своими колесами вы обломаете им края! Марина Филь молчала, размышляя, как же все-таки без ущерба для интерьера подняться на второй этаж музея.

- Ну, со мной мужчина, - предложила Марина. - Он поднимет меня на руках, а коляску занесет наверх.

В воздухе повисла секундная пауза. Этот вариант казался хорошим выходом из положения.

- И там по верху вы будете ездить на своей коляске? - быстро переспросила администратор.

- Да, кончено. Я не могу ходить.

- Ну, нет! На втором этаже лежит белое ковровое покрытие, своими колесами вы изорвете его и замараете. На улице такая грязь!

Марину Филь, инвалида I группы, так и не пустили на выставку современного искусства в Областной Дом художника.

Один дома

Подробности того диалога "АиФ в Омске" передала сама Марина. Как правило, колясочники сталкиваются с таким отношением сплошь и рядом. Именно из-за этого отношения инвалиды на колясках крайне редко выходят из дома.

Марина - исключение. Эта хрупкая девушка старается жить той же жизнью, что и здоровые люди: ходит в театры, кафе, на выставки. Марина Филь - председатель Правления организации инвалидов "АПЕЙРОН", член координационного общественного совета при мэре города Омска, социальный педагог по профессии.

О таком нечеловеческом отношении к девушке-инвалиду могли бы никогда не узнать, если бы она не обратилась в правоохранительные органы. Прокуратура Центрального округа защитила её права.

- Была проведена проверка, в ходе которой подтвердились все факты, указанные в заявлении, - комментирует Ольга Маленкова, старший помощник прокурора ЦАО г. Омска. - Были нарушены конституционные права и свободы передвижения гражданина.

Председатель областного Союза художников России, в чьем ведение находится галерея, наказал директора выставочного зала и вахтера в административном порядке.

Марина Филь не жаждала наказания, она хотела восстановить право инвалидов на такую же, как у всех омичей, жизнь. На самом деле Марина может по пальцам перечесть, сколько заведений и учреждений в Омске оборудованы примитивными пандусами, и где инвалиду можно рассчитывать на помощь администрации.

Город для здоровых

Сегодня в Омской области проживает более 60 000 инвалидов, из них почти 700 колясочников. По закону "О социальной защите инвалидов РФ" местные власти и организации обязаны создавать инвалидам условия для свободного перемещения и пользования объектами инфраструктуры. Получается, что все наши улицы, жилые дома, больницы, магазины, театры и прочие места общего пользования должны быть оснащены пандусами, перилами и специальными лифтами, а на деле картина получается обратной. Даже в тех местах, где вспомогательные приспособления имеются, пользоваться ими практически невозможно.

Простой пример: подземный переход на пл. Ленина. Девушка на инвалидной коляске с горем пополам спустилась вниз, а подняться наверх не может. На преодоление пяти ступенек уходит 20 минут. Кресло постоянно скатывается "под горку", так и норовя накрыть свою хозяйку. В итоге ей приходится прибегнуть к помощи окружающих, которые не отличаются особым тактом и советуют "сидеть дома".

А ведь по большей части инвалиды только это и делают. Редкие вылазки в магазин или поликлинику даются с огромным трудом. Только в пяти лечебных учреждениях города имеются входные пандусы, а о супермаркетах и торговых центрах вообще говорить не приходится.

Единственным местом в городе, посещать которое инвалиды могут без посторонней помощи, является Успенский собор.

К барьеру

В июне 2008 года инвалиды из Оконешниковского района создали прецедент в судебной практике. Им удалось добиться, чтобы общественные места в райцентре оборудовали пандусами. Инициативу поддержали шербакульцы.

Оконешниковские колясочники обратились в местную прокуратуру с жалобами на то, что не могут попасть ни в одно административное здание райцентра. Кругом бордюры и барьеры. Исключение составляет только здание пенсионного фонда.

- В районе проживает более двадцати колясочников, и они действительно не имеют доступа ни в администрацию городского поселения, ни в милицию, ни в другие учреждения. Даже в аптеку... Это подтвердилось в ходе проверки, - комментирует Марина Соболева, помощник районного прокурора.

Суд восстановил колясочников в правах и обязал перечисленные учреждения оснастить здания пандусами и поручнями.

Та же ситуация в семье Поляковых из Шербакуля. Каждый день, а то и по два раза, Валерий Александрович спускает 27-летего сына Антона (инвалида I группы) на улицу на руках. Коляску за ними несет мама. Поляковы живут на третьем этаже благоустроенной трёхэтажки. За несколько лет такой жизни Поляков-старший понял, что просить о чем-то местные власти бесполезно, и обратился в прокуратуру. Результат - в пользу Поляковых. Однако несмотря на то, что решение вынесено и прокуратура грозит уголовной ответственностью за неисполнение судебного решения, воз и ныне там.

Неудобная ноша

Не надо думать, что люди с ограниченными возможностями только и делают, что бегают по судам и жалуются на судьбу. Большинство из них стремится найти свое место в жизни. Согласно данным министерства труда и социального развития Омской области, количество работающих инвалидов на сегодня составляет 5273 человека - это 52,1% от общей квоты. Квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями было введено несколько лет назад и распространяется на предприятия и организации численностью свыше ста человек.

Достичь абсолютных показателей при этом вряд ли удастся из-за отсутствия на рабочих местах вспомогательных средств и технических возможностей. По закону работодатели должны обеспечивать работников-инвалидов всем необходимым, но на деле получается, что кроме как на промышленных предприятиях, строительных организациях и предприятиях транспорта и связи их нигде не ждут. Никто не хочет возиться с "неудобными" сотрудниками, для которых нужно создавать особые условия, тем более, что уровень их профессиональной подготовки оставляет желать лучшего.

Гораздо проще вовсе не замечать, что инвалиды живут среди нас, и проходить мимо, когда кто-то из них борется с неприступными лестницами или стоит к окошку в службе занятости. А ведь именно по количеству людей в инвалидных колясках на улицах можно судить об уровне развития общества. Оглядитесь...

Кстати

Отказ в приеме на работу инвалида влечет за собой наложение административного штрафа на работодателя. Размер взыскания - от двух до четырех тысяч рублей.

Мнение Эксперта

   
   

Эдуард Сафронов, д.т.н., профессор СибАДИ:

- Омские ученые давно разработали для колясочников специальный проект - "Удобный город". В его основе как раз лежит концепция безбарьерной среды. То есть оборудование пандусами жилых домов, магазинов и офисов. Проект, безусловно, потребует большого финансирования. Видимо, поэтому его детальное рассмотрение ориентировочно отложено до 2016 года.

Смотрите также: