Везде дома, везде чужие

   
   

Когда в 90-х русские немцы уезжали в Германию, их провожали с укором. Дескать, бежите с корабля? Посмотрим, как вы там приживетесь...

Баночки с борщом и две лампочки на обед

В ФРГ Анатолий и Валентина подались на "шпрахе", курсы разговорного немецкого. Жить на 600 марок на человека в месяц было крайне сложно. На самом деле рассказы о неисчерпаемой немецкой "социалке" - не более чем выдумки. Этих денег хватало на "хорошо" покушать. А так как в Европе практически невозможно подтвердить российский диплом, Анатолий больше двух лет осваивал новую профессию специалиста по работе с металлом.

Свою фамилию на немецкую решили не менять принципиально, хотя многие советовали.

- А смысл? - говорит Анатолий. - Нашего брата там за версту видно. Хоть Вильгельмом, хоть Вебером назовись.

С работой Анатолию и без этого повезло. Его без усилий приняли в небольшую контору. Коллектив в 60 человек, пятеро из которых - "русаки".

- "Русаки" держались друг друга. Пока немцы обедали своими бутербродами, мы по-русски наворачивали борщ. Доставали свои баночки-скляночки, нарезали сало, серый хлеб, - со смехом вспоминает русский немец. - Как дома...

Немцы - страшные экономы, и порой это доходит до абсурда. Набрать ванну и вымыться в одной воде друг за другом двоим-троим - это почти норма. Еще надо отключать на ночь отопление, когда температура около нуля, а вместо того кутаться под десятью одеялами. Следует спросить разрешения у всех без исключения соседей, если ты решил собрать у себя в квартире друзей. Или вот такой случай: как-то раз Серовы приехали навестить друзей-немцев, и за ужином хозяин дома предложил жене:

- Ну, ладно, приехали наши друзья. Давай, дорогая, шиканем, вкрутим ещё одну лампочку!

Немцы до сих пор считают, что в Москве по Красной площади ходят медведи, страна утопает в болотах, а русские не прочь спать в грязи. Во многом, говорит Анатолий, виноваты наши же собратья. Почти каждый год русские немцы гостят в России, возвращаясь, рассказывают, какой в Росси бардак и свинарник. А на следующий год снова едут на родину.

- Помню, в России был путч, осада Белого дома. Мы тогда ещё не имели возможности смотреть русские каналы, а через призму немецких новостей казалось, что началась новая война. Европейское ТВ поддерживает статус дремучей, немытой России, от которой не знаешь чего ждать.

Schnell, schnell!!

На пятом году жизни в Германии Серовы начали строить дом своими руками, взяв кредиты.

Вскоре после того, как дом был построен, Анатолия под благовидным предлогом уволили с работы. Он уверен, что это именно из-за жилья. Для немцев свой дом - это показатель уровня жизни, а хороший дом у русака - повод для увольнения. Жили на зарплату жены Валентины, которая работала на небольшом мясокомбинате. С 5 до 15 часов Валентина, как на конвейере, надевала на деревянные шпажки фирменные немецкие колбаски и шашлычки. Дисциплина жёсткая, никаких перерывов. За спиной весь день подгоняет мастер:

- Schnell, schnell!

Мол, не стой. Давай работай!

Отдыхают немцы так же, как и работают, - одинаково. Гаштеты (небольшие пивбары), пиво, сосиски, футбол - вот в чём немцы знают толк. Свадьбы и дни рождения справляют также в гаштетах, закусывая бутербродами и пиццей. К вопросу о толерантности европейцев, которой они так гордятся, Анатолий привел такой пример:

- Как-то раз доктор-поляк в сердцах пожаловался мне, что живёт в Германии 25 лет, его так и не считают немцем.

- А нам что тогда делать? - спросил я у него.

- Да здесь к неграм относятся лучше, чем к вам, русским.

Мясо с запахом мяса

Назад Серовы приехали в 2003-м, после нескольких неудачных попыток Анатолия найти работу. Сын и дочь вернулись с ними. В Россию вернулись нищими, белорусская таможня не пропустила ничего: ни мебель, ни вещи, заломив за каждый килограмм цену в несколько евро. Девять лет жизни "в раю" оставили после себя небольшой джип и несколько чемоданов вещей.

...Сегодня у Серовых свой дом в пригороде Омска, дети живут своими семьями. Ни о чём Валентина и Анатолий не жалеют: пусть за окном нет сочно-зеленых лужаек и биотуалетов, сельсовет второй месяц готовит "срочную" справку, а вчера опять пришлось заплатить гаишнику, зато соседский мальчишка Егор пятый раз за последний час спрашивает: "Дядь Толь, вам чем-нибудь помочь на огороде?". Зато огурцы с помидорами со своей грядки, зато мясо с запахом мяса.

Однако Серовы раз в неделю созваниваются с Германией и где-то в душе, наверное, скучают.

- Таких, как мы, тысячи. Только я знаю несколько сотен русских немцев, которые грустят по России, хотят вернуться сюда. Они каждый день смотрят Медведева по ТВ и ждут, что Россия даст какие-то льготы на въезд, обеспечит им социалку. Согласитесь, не каждый рискнет второй раз начать жизнь "с нуля". Хотя кто знает?! Не даром же в сочетание "русские немцы" первым стоит слово "РУССКИЕ".

Смотрите также: