"Не брать у чужого, не идти с чужим, не разговаривать!"

   
   

Редакционное задание предписывало мне сыграть роль похитительницы детей. Честно говоря, мне не хотелось превращаться в злодейку даже на полчаса. Но что поделать - работа.

С другой стороны, я сама мать и смогу увидеть, как ведут себя дети без родительского присмотра. Забегая вперед, скажу, что ни одного ребенка "похитить" не удалось: злодейка из меня никакая, да и дети наши после известных печальных событий стали менее доверчивыми. А в одном случае грудью на защиту чад встала осмотрительная родительница. Впрочем, обо всём по порядку.

"Покачаемся на качелях?"

...Смешной толстенький очкарик лет 8-9 шел в школу один. Где же его мама, почему не провожает? Таких "ботаников", как этот мальчуган, обычно обижают все кому не лень - и малыши, и старшеклассники... Я сидела на скамье в довольно безлюдном дворе одного из микрорайонов левобережья. Было заметно, что школьник не рвется на занятия: он футболил жестянку и что-то бормотал себе под нос. "Мальчик, как тебя зовут?" - спросила я. "Павлик", - с готовностью ответил он. "А ты в каком классе?" - "В третьем". - "Что, Павлушка, неохота в школу?" - "Неохота...". - "А хочешь, пойдем со мной в парк, на всяких качелях покачаемся?!"... Мальчик вскинул на меня свои глазёнки - недоверчивые и вместе с тем почти счастливые. "Ну так что, идём?!" - я уже протянула малышу руку. Однако толстячка словно подменили. Его лицо сделалось испуганным, он попятился назад и, что было сил, бросился бежать... "Молодец, малыш, спасибо тебе", - мысленно поблагодарила я Павлика. Дай бог, чтобы к тебе никогда не подошел никакой злодей, а если бы появился, ты бы поступил так, как сейчас.

Бдительная мама

... Девочка в полосатой шапке с помпоном в отличие от третьеклашки выглядела очень прилежной и занятой. На вид школьнице лет 10-11, очень милая девочка - длинные коски, большие ясные глаза, красивая осанка. Наверно, танцами занимается... На мой вопрос о том, какая в этом квартале расположена школа, она ответила очень вежливо. А вот дальнейший разговор у нас не получился: откуда-то из-за кустов, словно коршун, на нас налетела женщина, тащившая за руку своего ребенка. "Танечка, с кем ты разговариваешь? Ты знаешь эту женщину?!" - встревожено поинтересовалась она. "Тётя спрашивает, какой у нашей школы номер", - виновато ответила ученица. "А вам зачем? А какой вам номер нужен? И вообще, кто вы?!" - родительница обрушила на меня целый град вопросов. Я сказала, что найду сама, поблагодарила и удалилась. Вслед мне летели обидные слова: "Ходят тут всякие, а потом дети пропадают!..". Я была благодарна и этой женщине - пусть грубоватой, но такой бдительной: она заботится не только о своем чаде, но и о чужом ребенке.

С рук на руки

У моей знакомой приболела 16-летняя дочь-школьница. "У Насти температура! - звонит матери на мобильный телефон классный руководитель. - Приходите за ребенком!". Мама не может бросить ответственную работу, да и папа тоже. Договариваются, что Настя пойдет самостоятельно, а родители по телефону проконтролируют, как добралась дочь до дома. Ребенка передали с рук на руки.

Да, девушке уже 16 лет, но школа осознает свою ответственность за здоровье и жизнь пока еще несовершеннолетнего ребенка. Тем более, учебное заведение расположено в печально известном Советском округе...

Мнение экспертов "АиФ в Омске"

Ольга Белая, детский психолог-психиатр:

- Почему дети уходят с чужими людьми? Ребятишками руководит доверчивость, любопытство, желание получить что-то. Дети не знают и не могут знать о последствиях, у них нет житейского опыта. Люди, которые уводят чужих детей, хорошие психологи: они чувствуют, какого ребенка и чем можно заманить. Дети по природе своей живо реагируют на доброе слово, ласковый взгляд, поэтому часто не разделяют своих и чужих, ассоциируют незнакомцев с братом или дядей, с бабушкой или сестрой. Ребенок не боится взрослого, он ему ВЕРИТ, потому что дети бесхитростны, а у взрослого есть авторитет. Надо воспитывать в ребенке здоровую осторожность и недоверие. Дети должны знать: чужой человек может быть опасен! Не бойтесь разговаривать с ребенком на эту тему. Лучше перестраховаться, чем потом убиваться от горя. Мы, взрослые, виноваты в том, что приходится лишать ребенка его естественной черты - доверчивости! Нам приходится ломать наших детей, чтобы их обезопасить. Это взрослые сделали мир опасным и жестоким, законы - нестрашными для извергов.

Вы видели в американских фильмах, как реагируют, к примеру, малыши в детском саду на появление незнакомца? Они кричат хором: "Чужой!!!", поднимают шум. Теперь, наверное, и мы должны приучать ребятишек к такой модели поведения. При каждом удобном случае родители должны фиксировать внимание ребенка на этой проблеме, рассказывать о том, что может произойти, если довериться незнакомцу: чужой может обмануть, обидеть, оставить без любимых людей, без игрушек и привычного мира. Важно при этом не перегнуть палку: нельзя запугивать маленького человека "кровавыми" подробностями.

Берегите своих детей!

Как пояснила нам Галина Лесива, начальник управления организации образования департамента образования города Омска, существует только одна статья, регламентирующая ответственность учителя за ребенка. Это ст. 32 закона "Об образовании": "Образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса".

То есть учитель отвечает за ребенка по времени. Как только отзвенел звонок с последнего урока, всякая ответственность снимается. "Обычно, конечно, учителя выводят детей в раздевалку, затем ребята выходят из школы, и с этого момента за них отвечают родители, - пояснила Галина Лесива. - А у учителя после этого могут быть занятия с другими учащимися". Стоит отметить, что "образовательным процессом" считаются как уроки, так и внеурочные занятия - факультативы, секции, кружки и экскурсии, обозначенные в сетке расписания.

Кино и мороженое - набор маньяка

Легко ли похитить ребенка? Чиновники в один голос заявляют, что нет. Дескать, школы под надёжной охраной, а учителя вместе с родителями не дремлют. Корреспондент "АиФ в Омске" решил проверить, так ли это.

"Привет, ты что тут делаешь?" - подошел я к бедно одетому малышу, одиноко гуляющему по игровой площадке одной из школ Левобережья. "Никиту жду, - с готовностью ответил мальчуган, которого ничуть не смутил чужой человек. - Он в три часа обещал подойти". Беседа началась. Уже через пять минут я узнал, что мальчика зовут Миша, и что живет он "вон в том доме", и что учится "аж во втором классе", и что Никита может и не подойдет, и что вместе они "ну очень хотят сходить в кино"... "Ладно, Никиты нет, так что пошли за билетами", - резюмировал я. Миша радостно закивал головой и бойко потопал за мной.

Каково же было его разочарование, когда "добрый" дядя на выходе со школьной территории вдруг развернулся и грозно спросил: "А тебе мама и папа разве не говорили, что с незнакомыми людьми нельзя на улице разговаривать?". "Говорили, - горестно вздохнул ребенок и тут же поинтересовался. - А в кино мы всё-таки пойдем?".

Я сумел "увести" малыша со школьной территории всего за несколько минут. При этом мне никто не препятствовал, да на нас с Мишей даже не смотрели! А смотреть, между прочим, было кому. Местные жители, для которых территория школы - кратчайший путь к остановке, регулярно проходили мимо. Благо калитки и ворота на заборе, окружающем школу, распахнуты настежь. Но то ли вид у меня, молодого парня, был совершенно не бандитский, то ли мы с Мишей походили на кровных родственников, но никто из прохожих не обратил внимания, на то, что незнакомый человек уводит ребёнка. А где, спрашивается, были учителя? В школе. Во дворе заведения после уроков в полтретьего дня педагогов не было. "Спасти" мальчика было некому.

Так же, как Алёну и Вику. Справедливости ради надо отметить, что этих девочек я "заарканил" не на школьном дворе, а в нескольких метрах от неё. Как в классической плохой истории предложил девчушкам мороженное, а когда его "вдруг" не оказалось, предложил дойти до киоска. Алёна, кстати, идти не хотела, но Вика её уговорила. "Пойдем, сейчас ведь день и нас двое, ничего не случится, а мороженого поедим", - потянула она за руку подругу. Ничего действительно не случилось, кроме того, что грозный дядя опять развернулся через пару десятков метров и отчитал доверчивых девочек. Они насупились и убежали.

За те полчаса, что я провел рядом со школой, я без проблем "увёл" четверых детей. Последним был третьеклассник Алёша. Мог бы, пожалуй, увести и больше, но, во-первых, детей после уроков попадалось мало, а во-вторых, даже в качестве эксперимента обманывать и "проверять" ребятишек было не очень-то приятно. Уж больно они доверчивые...

"АиФ": Наш совет

   
   

Прочитайте вместе с ребенком и обсудите:

Незнакомец приглашает пойти куда-либо, посмотреть что-то или поиграть? Не реагировать! Отворачиваться и уходить!

Рядом притормозила машина? Как можно дальше отойти от нее. Не реагировать на просьбу подойти и что-либо объяснить.

Кто-то вышел из машины и направляется к ребенку? Бежать как можно быстрее. Оказавшись в людном месте, во дворе дома, около магазина, крикнуть: "Мама!" и помахать рукой, будто он увидел именно маму.

По улице идёт шумная компания молодых людей или подростков? Пусть ребенок перейдёт на другую сторону.

Незнакомец просит подростка помочь (например, донести сумки), обещая заплатить? Ответить категорическим отказом.

Мальчику или девочке предложили попробовать себя на сцене или в кино? Пусть не стесняясь спросят, когда и куда он может подойти вместе с родителями.

Смотрите также: