Воздушный спецназ

   
   

Когда они спускаются с неба, люди от неожиданности не знают, что делать дальше: сдаваться или бежать.

Единственный в Омске авиационный отряд специального назначения несколько раз в месяц совершает облет территории области. Незаконная вырубка леса и пересечение границы, браконьерство, превышение скорости и отсутствие техосмотра - вот "традиционные" нарушения, с которыми приходится сталкиваться специалистам отряда.

"Ой, вы откуда?"

На нарушителей такая "встреча" в 90 процентах случаев действует шокирующе. Стоит только увидеть, как буквально из ниоткуда спускается вертолет с надписью "Милиция", из которого выскакивают, вставая по периметру, бойцы ОМОНа и СОБРа с автоматами наперевес, как человек просто теряет дар речи. Максимум, что он может сказать: "Ой, а вы здесь откуда?".

- Уходят нарушители на болото и думают: кто нас тут возьмет? - говорит Евгений Горбачик, старший инспектор по розыску ОБДПС ГИБДД УВД по Омской области. - И когда с неба спускается такая железная птичка, человек просто впадает в ступор.

"Железная птичка" - это вертолет МИ-8, способный вместить до 15 человек. Компактность машины позволяет осуществить посадку практически на любой площадке. Экипаж состоит из авиационного отряда, который всегда неизменен, и мобильной группы, в которую включены специалисты всех служб: оперативно-поисковой, ГИБДД, кинолога (если это необходимо), бойцов ОМОНа и т. д. Экипаж всегда в боевой готовности и в течение полутора часов может вылететь в любую точку Омской области. Каждый из специалистов вооружен и проинструктирован о том, что делать в той или иной ситуации.

- Но мы стараемся не применять оружие, - комментирует Валерий Ярышев, начальник авиационного отряда специального назначения УВД по Омской области. -

У человека такая психология: ему достаточно просто увидеть дуло автомата у своего лица, чтобы оценить всю серьезность ситуации.

- Ловили мы зимой нарушителя на машине, - тут же вспоминает Евгений Горбачик случай, - дали команду остановиться, а он не останавливается. Но на машине-то от вертолета невозможно уйти! В конце концов он сам выскочил из машины и руки за голову сложил.

Невиновные бегали полдня

Ни один, даже обычный профилактический облет не заканчивается безрезультатно. Нарушения встречаются всегда. Специалисты говорят, каждый раз приходится удивляться. Остановили автомобиль, посмотрели документы - все в полном порядке. Заглянули в кузов - а там двести соболиных шкур. Весной летали на открытие охоты, изъяли около тридцати единиц оружия. У одних срок регистрации истек, у других - вообще никакой регистрации.

Однажды так просто курьез вышел. В лесу заметили парочку, думали, нарушители, а молодежь просто на природу решила выехать. Но, увидев вертолет, пустилась наутек. Пока выяснилось, что парочка, собственно, ничего не натворила, парень с девушкой полдня бегали от спецотряда по лесу.

Одного вертолета для полного контроля всей территории области, конечно, недостаточно. Но даже будучи единственным в Омске, авиационный отряд специального назначения выполняет такую работу, с которой наземными силами иногда просто не справиться.

- Действительно, за день полета всю область не охватишь, а слухи распространяются быстро, у всех ведь мобильные телефоны. Так что "своих" предупредить успевают. Пока мы одну точку проверили, другие уже об этом знают. Было бы несколько вертолетов, всех сразу можно было бы "накрыть", - рассказывает Евгений Степанович.

Будущее без пилотов?

Самые частые нарушения на юге области - незаконное пересечение границы. Север "страдает" от вырубки леса и браконьерства. Добычу можно поймать хорошую: в наших лесах и лось водится, и медведь, кабан, марал, олень. Единственная сложность работы вертолета в тайге, как и на болоте, - не всегда можно найти место для посадки. Но на этот случай предусмотрены спусковые веревочные лестницы. И если летом преступник может "лечь в зелень" и затруднить поиски, то уж зимой, оставляя на снегу следы, ему точно никуда не скрыться.

- Наша задача - раскрыть преступление, если оно уже совершено, и предупредить его, если есть такая возможность, - поясняет Валерий Андреевич. - Буквально в середине июля авиационный отряд участвовал в операции по спасению заложников в Исилькуле. Там мужчина с обрезом напал на людей, приехавших в лес собирать ягоду. Он захватил машину, но женщина успела выпрыгнуть на ходу и сообщила в милицию. Нам поступила команда, и мы около четырех часов следили за преступником. Когда он понял, что зажат в кольцо, застрелился...

Такие истории каждый специалист отряда может рассказывать часами. О том, как на трассе продают ГСМ сомнительного качества, как охотятся в приграничной зоне, как грузовиками вывозят вырубленную ель, как тюки с товарами китайского производства на миллионы рублей провозят через границу в обход таможни...

В погоне за "левым" заработком, полагаясь на русский "авось", люди идут на преступление. Так что работы у омского авиационного спец-отряда хватает всегда.

Сегодня уже ведется речь о том, чтобы создать подобный воздушный патруль для целенаправленной работы в черте города. Авиация МВД России начинает активно расширяться: уже применяется спутниковая навигация, обкатываются беспилотные летательные аппараты, просто незаменимые на границе. Наши специалисты надеются, что до 2010 года в арсенале омской авиации тоже будет пополнение и в помощь уже имеющемуся МИ-8 появится легкий вертолет К-226 отечественного производства.

Смотрите также: