523

Час на то, чтобы успеть. О буднях омского ависпецназа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Омске 05/11/2014

«Кадры из фильма, когда вертолёт преследует опасного преступника, «выкуривает» сбежавших заключённых из тайги, высаживает спецназ для захвата злоумышленника - в общем-то, это всё про нас, - говорит Владимир Келлер, командир авиационного отряда специального назначения полиции УМВД России по Омской области. - Но это лишь малая часть повседневной работы. Можно сказать, обложка, которую изредка могут увидеть простые омичи».

Владимир Келлер. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Про  «неигрушечные» самолётики

- Владимир Александрович, что входит в задачи авиаспецназа?

- Мы оказываем содействие всем подразделениям органов внутренних дел, а при возникновении чрезвычайных ситуаций - всем структурам государственной власти.

Доставка опергруппы на место происшествия, участие в антитеррористических учениях, в силовых операциях, поиск пропавших людей - задач много, раскрывать все не могу. У нас на вооружении помимо вертолёта МИ-8  есть комплекс беспилотников (БПЛА). Беспилотные летательные аппараты проводят непосредственное постоянное наблюдение за объектами с передачей видеоинформации в оперативный штаб. На основании полученной информации делаются выводы, принимаются дальнейшие решения. БПЛА используют и в конечной стадии спецопераций – при обезвреживании и захвате террористов.

- Вот и в новостях часто встречаю, что при поиске людей были задействованы беспилотники. Как помогают эти почти игрушечные самолётики?   

- Действительно, беспилотники с виду похожи на радиоуправляемые авиамодели, размах крыльев – от 40 до 150 см, вес около 3-5 кг. Однако информация, получаемая с них, незаменима. Каждый БПЛА имеет компьютерное управление и оснащен видео- или фотокамерой. В зависимости от типа беспилотника они могут передавать как динамическую картинку, так и статичную. Зависая над проблемным участком, будь то беспорядки во время массовых мероприятий или местность, где скрылись бандиты, в режиме онлайн аппарат передаёт изображение на наземную станцию. Тепловизоры, установленные на беспилотных летательных аппаратах, очень чутко реагируют на малейшее изменения температуры. Благодаря этому отыскать человека по свежим следам достаточно просто, более того, если было совершено преступление, то место, куда спрятали труп, установить тоже можно с помощью беспилотника. Тепло от свежеперекопанной земли исходит ещё несколько часов.

Задач у воздушной полиции много. Фото: Пресс-служба УМВД России по Омской области

- Тогда почему так долго и порой безрезультатно проходят поиски?

- Потому что о пропаже человека сообщают слишком поздно. Часто даже когда ребёнок не вернулся домой, родители начинают искать его сами, подключают родственников, в конце концов идут в полицию… В итоге, когда мы начинаем поиск, проходит несколько дней с момента исчезновения человека – время упущено. Хотя на экстренный вылет, с учётом того, что мы должны ещё забрать следственно-оперативную группу, отводится всего час. Неважно будний это день, выходные или праздники.  Возможности спецтехтики авиаотряда очень широки, но иногда применять их приходится вхолостую.

Разговор не о деньгах

- А насколько финансово затратно использование вертолёта или беспилотника? Наверняка это дорого.

- Когда речь идёт о спасении человеческой жизни, то понятие «дорого» вообще неуместно. Мы же не коммерческая организация. И запоминается каждый  найденный «потеряшка». Помню, поступило сообщение о пропаже жителя Калачинского района. Уехал из дома на автомобиле и пропал. Он, оказывается, перепутал дороги и в своём автомобиле повис над оврагом, когда стал выходить, выпал из машины, переломался весь. Он уже был на пределе сил своих,  и можно сказать, ни на что не надеялся. Загрузили его на борт и срочно в больницу. Спасли, успели. Ещё немного и всё, было бы поздно. Случаев таких много, и каждый раз испытываешь  удовлетворение от проделанной работы. Понимаешь, всё сделали правильно, не зря работали.  Ведь обычно когда,  попадаешь на место пропажи человека, слышишь фразу: «Пропал где-то здесь…». И это «где-то здесь» - 30-40 кв. км, поэтому важно грамотно разработать тактику поиска. Хаотично и беспорядочно можно метаться сколь угодно долго, и всё без толку. Спасение человека должно быть закономерным завершением нашей работы.

Самое главное - сделать всё быстро. Фото: Пресс-служба УМВД России по Омской области

Особые люди нужны

- Как стать воздушным полицейским? Этому где-то учат?

- На сегодняшний момент в структуре МВД нет учебных заведений, которые бы непосредственно готовили лётчиков или инженеров для полиции. Поэтому с кадрами сложно. Трудно подобрать людей, которые бы отвечали требованиям спецподразделений полиции. Размещаем объявления в Интернете. Можно сказать, собираем кадры, оставшиеся от армии или гражданской авиации. Приезжают, проходят собеседование, и не одно. Потому что и в полицию просто так не попадёшь, если проходят отбор по линии полиции, тогда начинаем отрабатывать  с ними уже и по линии авиации. После  того как берём на службу, специалисты проходят первичную подготовку при академии МВД. Сложности с комплектованием возникают ещё и потому, что нам нужны не просто лётчики, нужны особые люди. То, что приходится выполнять нашим сотрудникам, не всем под силу. Полёты отряда специального назначения отличаются от обычных, требуется больший уровень подготовки. Часто работаем даже в условиях, когда простому человеку кажется: и погода нелётная, и посадить вертолёт невозможно…

- Верно, ли что профессиональный век лётчика короток? Профзаболевания дают о себе знать…

- Да, это так. Заболевания по слуху, остеохондроз - это болезни лётчика, поэтому все специалисты авиаотряда ежегодно проходят медкомиссию. За этим у нас строго следят. Перед каждым полётом пилоты проходят медосмотр, у нас в штате есть врач, и уверяю вас, нормы ГТО все выполнят на отлично. Буквально год как у нас вышел на пенсию пилот, которому было 66 (!) лет, имел почти 14 тысяч часов налёта. Это дорогого стоит.

Работать приходится в самых сложных условиях. Фото: Пресс-служба УМВД России по Омской области

- Профессиональный праздник отмечаете?

- Отмечаем службой, в этот день мы трудимся, как обычно. Это нормально, к этому все привыкли. Человек, который делом жизни  выбрал служение государству, знает, что рабочий день не заканчивается в 18.00 и начинается часто гораздо раньше, чем у рядовых жителей нашего города. Но поздравлениям мы всегда рады.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах