"В помойках никогда не рылся..."

   
   

Сегодня у Александра Степанова есть и работа, и крыша над головой. Но вскоре ему вновь придется жить в земляной яме, которую он вырыл на берегу Оми собственными руками больше года тому назад...

Александр - бездомный. Однако он не из тех бомжей, с кем мы часто сталкиваемся на рынках и вокзалах, от кого отсаживаемся в автобусах или в электричках, через чьи тела переступаем на тротуарах и в подземных переходах. Он не болен, как это часто бывает с бродягами, всеми известными науке болезнями, не дерется с такими же, как он, за право контролировать мусорные контейнеры, не пахнет, как химическое оружие, и не выглядит так, словно пережил ядерную зиму. Выпускник детского дома в Больших Уках старается следить за своей внешностью и зарабатывать деньги честным трудом. Александр никогда не знал своей матери. А вот встретиться и поговорить с отцом ему довелось.

- Его адрес мне дала школьная учительница, - вспоминает Степанов. - Все это время он жил в Омске. Я догадывался, что отец пьет и "по-черному". Пристрастие к спиртному, наверное, перенял у него.

Трогательной встречи с родителем не получилось - тот находился в очередном запое и даже не понял, кто перед ним стоял. Зато со слезами на глазах к Александру бросились многочисленные тетки. Разузнав, что у новоиспеченного племянника нет ни жилья, ни денег, женщины умерили свои родственные чувства. А спустя некоторое время и вовсе выставили за порог.

Выйдя из стен детдома, Степанов поступил в училище, получил профессию столяра. Стал трудиться на стройке. Но рабочий день на площадке часто заканчивался выпивкой. В итоге Александр потерял не только рабочее место, но и комнату в общежитии.

- Долгое время ночевал на вокзале, в подвалах, занимался сбором металлолома, - говорит бездомный. - Вырученных денег хватало на то, чтобы прокормиться. Помню свой самый крупный заработок - 600 рублей за день. Чаще приходилось голодать. Но я никогда не рылся в помойках, не ел всякую протухшую дрянь, бутылки не собирал. Вообще бутылочники - одна из самых низких социальных ступеней бомжей.

Как-то Степанов устроился в городскую социальную ночлежку для бездомных. Получил временную регистрацию. Но и находясь там, все равно не мог найти постоянную работу.

- Днем также был вынужден собирать цветмет, чтобы заработать свои 100 рублей, - рассказывает Александр. - Половина из этих денег шла на оплату ночлега в "бомжатнике" - так в городе принято назвать это учреждение. Быть бомжем - это жутко. Еще вчера ты был нормальным человеком, а сегодня - никто. Неоднократно меня забирали правоохранительные органы. Однажды держали несколько суток, били, заставляли взять на себя дело... Кто-то осквернил могилы, нарисовал на крестах свастику, а меня хотели виноватым сделать. Если бы не Наталья, возможно, сидел бы сейчас в местах, не столь отдаленных. Она меня вытащила.

Наталья - гражданская жена. Прошлую зиму она жила со своим возлюбленным в землянке. Вот уж недаром говорят, что с милым рай и в шалаше.

- Всего за один день он вырыл яму, утеплил, - с восторгом вспоминает дама сердца. - И место выбрал - рядом с небольшим озером. Правда, морозы тогда стояли сильные. А отапливались свечами. По три свечи за вечер уходило.

Сегодня бездомная парочка живет и работает в одном из дачных кооперативов в пригороде Омска. Местный сторож пожалел бродяг, дав возможность подработать на строительстве теплиц, но только на время. Говорит, что руки у Александра золотые - мастерство не пропьешь. Восхищается сторож и другим талантом бомжа - Степанов хорошо рисует портреты, но не любит похвалы в свой адрес. Говорит, что не привык к вниманию, попросту боится его.

- Основная проблема бомжей заключается в том, что во всех своих бедах и невзгодах они винят кого угодно - государство, родственников, но только не самих себя, - считает бездомный. - Из-за этой обиды они не могут измениться. Я же не корю никого. Человек - хозяин своей судьбы. Я вот, например, даже на выборы пошел бы. Только паспорта нет и прописки.

Кстати

В 2006 году в центр социального обслуживания в Омске за различной поддержкой (медицинской, вещевой, горячего питания, восстановление документов) обратились 3 тысячи бездомных. Сколько всего бомжей проживает в городе, неизвестно.

Смотрите также: