Более 80 лет назад архиепископ Сильвестр поднял православных против воинствующего безбожия и принял мученическую смерть.
Однако до сих пор не известны обстоятельства гибели священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского.
- Даже дата смерти архиепископа восстановлена по поминальной записи одной из прихожанок, - рассказывает Владимир Шулдяков, к.и.н., доцент, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института. - Это 13 (26 н.ст.) февраля 1920 года.
Трагедия могла разыграться на два года раньше. Тогда Сильвестра спасли верные прихожане, которые из-за ареста епископа подняли на ноги практически весь город.
Набат
Начало 1918 года знаменуется пиком противостояния между Русской Православной Церковью и Советской властью. Совнарком разработал декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Тихон предал Советскую власть анафеме, проклял ее и отлучил от Церкви.
17 февраля 1918 года в нашем городе состоялся массовый крестный ход. В нем приняло участие до 10 тыс. жителей, не согласных с тем, чтобы имущество церкви отошло государству, а храмы использовались под лазареты и клубы. Православные понимали, что это означало бы гибель церкви как таковой.
Лишь на вторые сутки Советская власть ответила решительными действиями на это протест. В ночь на 19 февраля в архиерейские покои ворвались красноармейцы, чтобы арестовать Сильвестра как главного смутьяна. Епископ успел отдать распоряжение по телефону, чтобы звонили в колокола. В то время, как гудел большой колокол Успенского кафедрального собора, красноармейцы разнесли выстрелом из револьвера голову Николая Цикуры, эконома, который преградил им путь в архиерейские покои. Сильвестра, в чем был, выволокли из дома. Замолчал Успенскй - ранили звонаря, но набат подхватили другие омские храмы. У Свято-Никольского казачьего собора завязалась грандиозная драка. Это кадеты, которые дежурили здесь каждую ночь, выступили против красноармейцев. Безбожники били направо и налево прикладами, а кадеты пустили в ход цигели - металлические палки с набалдашниками, на которые вешали полотенца у своих кроватей. Повсеместно собирались толпы недовольных, кое-где звучали редкие выстрелы. Уже потом кадетов наказали тем, что старшие классы были распущены по домам. А православные подверглись массовой порке у Ильинской церкви, нынешней Ленинской горке. Сильвестра освободили из-под стражи.
Весной 1918 года святой Патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа. А в ноябре, в разгар гражданской войны, Сильвестр был выбран главой Высшего временного церковного управления в Сибири, что в 1919 году позволило ему привести к присяге Колчака как Верховного правителя России
В бой идут крестоносцы
Фактически Омск стал столицей белой России. И если Колчак был первым лицом в светской среде, то Сильвестр - среди духовенства. Благодаря его инициативе омичи активно включились в общероссийское движение крестоносцев. Православные и мусульмане объединялись в отряды Святого Креста и Зеленого знамени. Верующие с оружием в руках выступили против безбожников и сатанистов.
- По сути, это была борьба Добра и Зла, - считает Владимир Александрович. - Отличительным знаком крестоносцев был крест на головных уборах. Отряды крестоносцев, в том числе и из Омска, отправлялись на фронт. А Сильвестр стал одним из вдохновителей этого движения, он благословил борьбу с воинствующим безбожием. И уже в 1920 году принял мученическую смерть.
- Как и Колчак, Сильвестр мог бы спастись, - продолжает Владимир Шулдяков. - Но он не бросил на произвол судьбы прихожан, людей, которых поднял на борьбу с красным террором. Он предпочел умереть за веру и уже в наше время был причислен к лику святых Новомучеников.
Обретение мощей
Обретение мощей Сильвестра - это настоящее чудо. Большинство новомучеников исчезли бесследно, потому что несогласных с советской властью уничтожали массами и хоронили в общих ямах.
- Как останки Сильвестра оказались в Успенском кафедральном соборе - еще одна загадка, - продолжает Владимир Александрович. - Чекисты не могли его просто отдать, потому что не были заинтересованы в официальном погребении. Ведь могила могла стать местом паломничества верующих.
Согласно одной из версий, православные могли выкупить тело с условием тайного захоронения или даже выкрасть. Якобы от архиерейского дома шел подземный ход или коммуникации, по которым тело протащили до Успенского собора.
По словам Владимира Шулдякова, исследования осложняются еще и тем, что не сохранилось архивное дело Сильвестра. А где нет фактов, там появляются легенды. Одна из них гласит, что архиепископа жестоко пытали: прибивали к полу гвоздями, а после пронзили насквозь раскаленным шомполом. Якобы у найденного в фундаменте Успенского собора скелета нет некоторых фаланг пальцев.
Смотрите также:
- С ножом и кинжалом. В центре Омска нашли могилу воина, которой 3 тыс. лет →
- Усть-Ишимская находка. Останки древнейшего сибиряка изучают за границей →
- В инопланетян не верят →