Между мусором и творчеством

   
   

Старейшая в городе художественная школа N 1 на смотре-конкурсе в последний день января назвала имена лучших учеников.

В следующем году школа, в числе выпускников которой самые известные омские художники - Георгий Кичигин, Анатолий Пасека, Николай Бабин, отметит свое 45-летие. Когда в 1963 году все только начиналось, у первой художественной не было практически ничего - ни инвентаря, ни хороших классов. А преподаватели до сих пор помнят, как помогали рабочим застраивать арку в корпусе на Иртышской набережной. Недавно здесь открыли первый в Омске архитектурный класс. Неизвестно, от чего город сегодня страдает больше - от отсутствия доморощенных архитекторов или от беспорядочной застройки свободных территорий. В любом случае, архитектурное вмешательство необходимо. И вмешательство "качественное". Начало этому художественная школа N 1, или, по-народному, "художка", положила. Ее ученики вернулись с крупного международного архитектурного конкурса с двумя дипломами. Внедрить омские проекты вряд ли удастся, уж слишком они "футуристические". Но, главное, потенциал есть.

"Грамотное" потребление

Молодежь сегодня принято ругать. И не такие они, и не сякие. Невменяемые, упрямые, грубые. Американские психологи для нового поколения даже термин специальный придумали - "дети индиго". Они обладают необыкновенной интуицией, общительностью и раскованностью и абсолютно не воспринимают критику в свой адрес. Воспитать практически невозможно, контролировать - нереально, переделывать - опасно. Хотя талантов и склонностей к творчеству у таких детей намного больше, чем у остальных. Так ли это, "АиФ в Омске" решил узнать у директора детской художественной школы N 1 Валерия Тимофеева:

- Неуправляемость действительно превращается в головную боль. И тогда становится непонятно: зачем ты идешь в эту школу, если не хочешь воспринимать то, что тебе говорит учитель, человек, который намного старше и опытнее тебя. Самое страшное, что родители поощряют такое поведение. Они считают, что их ребенок всегда прав, даже когда он явно виноват. Потом и ребенок, видя, как поступает мама или папа, думает, что и он вправе делать, говорить так же, что правда всегда за ним. Какие уж тут авторитеты? Мне кажется, главная причина всего этого - недостаточный уровень культуры. Но есть и другая, "материальная". Человек, заработавший деньги, полагает, что может получить все, независимо от своих способностей. Мы живем в потребительском обществе, и отношение ко всему у нас такое же, потребительское.

- Валерий Валентинович, считается, что школа - самая консервативная структура в плане воспитания детей. Вы можете сказать, что ее цели сегодня "успевают" за временем?

- Жизнь меняется быстро, и не реагировать на эти изменения нельзя. Раньше считалось, что художественные и музыкальные школы - это своего рода обязательное начальное образование, без которого дальше двигаться просто нельзя, особенно тем, кто выбирает творческую профессию. Сейчас больше внимания уделяется подготовке грамотного потребителя культурных ценностей, которого после окончания такой школы тянуло бы не в подворотни и подъезды, а - хотя бы изредка - в музеи, в театры.

- Опять говорите: "потребитель". Слово слишком опасное...

- Согласен, слово нехорошее. Тем более только потреблять - этого мало, надо ведь и отдавать что-то, иначе ничего не получится. Но я уверен, если потреблять правильно, отдача будет обязательно.

Голодать или не голодать?

- Скажите, а как у нынешнего молодого поколения с одаренностью? Талантливых ребят стало больше или меньше?

- Ситуация непростая. Дети стали менее трудоспособными. Как только урок закончился - собрались и пошли. Они не пожертвуют ни одной лишней минутой своего времени. Да, какой-то результат есть, но желания сделать больше и лучше у них нет.

- А сегодня, на ваш взгляд, можно проторить себе дорогу в жизни только за счет собственного таланта?

- Это возможно всегда, в любое время, но только если человек убежден, что он действительно умеет это делать. Не исключено, что он превысит уровень притязаний. Пусть. Это лучше, чем занижать свои достоинства. Звездность, конечно, ни к чему. Но уверенность в себе - очень ценное качество и для жизни, и для профессии.

- Кстати о профессии. Я знаю, что около 30% выпускников вашей школы продолжают обучение в соответственных вузах и колледжах. Их не пугает то, что "художник должен быть голодным"?

- Они часто задают вопросы о том, сколько получает художник. Денежная тема стоит первым номером, и никто из учеников этого не стесняется. Иметь хороший доход хотят все. Помню, когда я устраивался на работу, мне даже как-то неловко было спросить: а сколько я буду получать. Иногда приводят родители своего малыша, который еще и сам ничего не знает, и говорят: мы хотим, чтобы наш ребенок стал дизайнером, потому что это сейчас модно, престижно и денежно. Но я должен сказать, в дизайнеры идут далеко не все. Многие после учебы в вузе возвращаются к нам преподавать. И несмотря на небольшие деньги, они готовы передать детям все свои знания. Альтруизм в нашей стране такой, наверное, его не искоренить никакими трудностями.

Трудяги и вундеркинды

- Такая ситуация: родители пытаются вас убедить, что их ребенок - вундеркинд, и его надо обязательно принять в художественную школу. А вам ясно, что способностей у него нет, и за пять лет обучения воспитать их невозможно. Что делать тогда?

- Да, такое встречается, но, слава богу, сегодня мы можем выбирать. Что говорить, и упреки слышим, мол, мы отдали вам ребенка, чтобы вы его научили, а вы не научили. Но научить ничему нельзя. Можно только научиться. Я не скажу, что все ребята, которые учатся в художественной школе, безгранично талантливы. Способности у каждого разные. Но если есть желание, вполне реально добиться хороших результатов. И наоборот: без стремления никакого результата не будет даже при наличии больших способностей. Лучше трудолюбивый ребенок, но не очень одаренный, чем вундеркинд, но безо всякого интереса.

- И они на самом деле меняются?

- Конечно. Они приходят в школу и приносят свои домашние детские рисунки. Мы их сохраняем, а потом, перед выпуском, устраиваем выставку, чтобы показать ребенку, как он изменился за время учебы. И расставаться с выпускниками гораздо сложнее, когда видишь, что они только-только подошли к тому уровню, с которого можно было бы начать настоящий творческий поиск.

- Вы не считаете, что, выплывая из "прекрасного", в которое погружает ребенка художественная школа, он потом с трудом адаптируется в жизни?

- Я думаю, что только на таком контрасте и можно чему-то научиться. На контрасте между грязными мусорными баками, нечищеными улицами и собственным творчеством, мыслью о том, что человек многое способен создать сам.

Смотрите также: