В пятницу вечером жюри V фестиваля "Молодые театры России" впервые в истории омского форума назвало победителей. Но те, кто не пропустил ни одного спектакля, еще до объявления номинантов знали: интриги не получится.
Театральный Омск ждал потрясений. Ждал вполне закономерно. Во-первых, нынешний фестиваль - юбилейный, и это, по логике вещей, нужно как-то обозначить в общем масштабе. Во-вторых, "Молодые театры России" сменили статус "показательного" на "конкурсный", а значит, появился определенный дух соревнования. Ну и, в-третьих, сама афиша, включившая не только провинциальные театры, но и Москву, Санкт-Петербург и даже Европу. Казалось бы, все условия для настоящего театрального взрыва. Такого взрыва, чтобы этот "бабах" помнили еще долго. Ан нет. Фитилек, зажженный премьерой "Пятого театра" "Преступление на двоих" в день открытия фестиваля, потух на полпути. То ли мощности запала не хватило, то ли ветер "экспериментальности" оказался слишком сильным. Что-то удивило, заинтересовало, даже задело, а что-то так и осталось непонятным.
Награду омыли слезами
Из пяти учрежденных до фестиваля номинаций к моменту награждения не изменила свою формулировку только одна - "За художественный эксперимент". Ее обладательницей стала актриса "Пятого театра" Анастасия Шевелева за работу в эскизном показе, который входил в программу лаборатории драматургов и режиссеров. Еще одна номинация добралась до финала с небольшой корректировкой: "За творческий диалог с классикой". Ее также вручили "Пятому театру" за "Кроткую".
Ни для кого не стал сюрпризом отданный Новосибирскому драматическому театру под руководством С. Афансьева диплом "За режиссуру". То, что "С любимыми не расставайтесь" - сильнейший спектакль первой половины фестиваля, было ясно сразу. Постановки второй половины этого не опровергли, хотя и там был явный лидер - спектакль "Чернобыльская молитва", показанный актерами московского Театрально-культурного центра им. Мейерхольда. После пережитых (именно "пережитых") вместе с актерами событий 20-летней давности, зрители не скрывали слез. Аплодировали стоя. Сидела только какая-то женщина в третьем ряду. Она не могла встать, не могла аплодировать, потому что плакала навзрыд, закрыв лицо руками. За спектакль, посвященный чернобыльской трагедии, москвичи были отмечены номинацией "За органичность работы в публицистическом жанре".
С "американских горок" слетели
Эксцентричные якуты из тетра юмора и сатиры Республики Саха уехали домой с дипломом "За развитие традиций национальной культуры" (спектакль "Птицы потерянного рая"), а Александру Калягину в Москву отправили награду за "Оригинальную интерпретацию классической роли" (спектакль "Шейлок").
Без внимания оставили критики работу Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга. Эдакий фестивальный "десерт" под названием "В Мадрид, в Мадрид!". Но смесь из страстей в одной полоумной испанской семейке, гротескных ситуаций и черного юмора далеко не всем пришлась по вкусу. Питерская пресса сравнивала потрясение, получаемое публикой во время спектакля, по эмоциональному воздействию с виражами на "Американских горках". К началу антракта стало ясно: для омичей виражи этого "аттракциона" оказались слишком крутыми. Многие, не выдержав его скорости, оставляли и мысль, и желание добраться до финиша.
Еще одну награду с формулировкой "За художественную целостность" получил екатеринбургский театр "Волхонка" за спектакль "Арт". Довольно ловко разыграв "на троих" остроумную, изящную пьесу о близких друзьях, которые чуть не поссорились из-за странной белой картины, купленной одним из них, екатеринбуржцы, что называется, "обаяли" зрителей. И жюри, как выяснилось, тоже.
Несмотря на то, что некоторые фестивальные ожидания так и остались неоправданными, да и некоторых высоких гостей город так и не увидел, событие под названием "Молодые театры России" состоялось. "Уже сегодня мы думаем о следующем фестивале, о том, как сделать его лучше, интереснее, - сказала на церемонии закрытия директор "Пятого театра" Александра Юркова. - Мы верим, что у фестиваля будет продолжение".
Ну что же, тогда ждем следующий.
Смотрите также:
- «Пятый» - лучший в Украине: О мистике и искренности простой сибирской истории →
- «Молодые театры»: политическая обнажёнка, эксперименты и искусство →
- «Три сестры» завершили фестиваль «Академия» →