15 мая 1944 года в наш город пришла телеграмма: "Прошу передать духовенству и верующим г. Омска Патриаршей Православной церкви, собравшим сто тысяч рублей на строительство танковой колонны, мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин". В преддверии Дня памяти и скорби Александр Лосунов, историк-краевед, рассказывает о вкладе православных омичей в Победу.
- Чем можно объяснить парадокс: к началу войны все омские храмы были закрыты, а уже через три года Сталин благодарит верующих за помощь?
- Официально омская епархия была возрождена в 1946 году, но потепление государственно-церковных отношений начались именно с военного времени, когда вся страна переживала великое потрясение и тяжелейшее испытание. Наши войска терпели одно поражение за другим, и все увереннее звучали требования открыть храмы и молиться за победу. В архивах сохранилось письмо Агеева, руководителя местного Союза безбожников, о народном настроении после молебнов. Мол, все говорят, что молитвы помогают Красной Армии одерживать победы, надеются, что церковь окажется под крылом государства и в школах возобновят преподавание Закона Божьего. Атеисты видели в этом проверку идеологической устойчивости масс, а народ просто тянулся к вере, к церкви. Священнослужители, простив унижения и репрессии, продолжали молиться, крестить и венчать или шли на фронт солдатами. Очень верно показан священнослужитель в фильме "Штрафбат".
- Чем, кроме молитвы, могли православные помочь армии?
- В августе 1943 года православным передали Крестовоздвиженскую церковь, что на улице Тарской. До этого в ней было общежитие суконной фабрики, поэтому много сил ушло на реставрацию храма. Смывали штукатурку, намазанную прямо на настенную роспись. Настоятелем Крестовоздвиженской церкви стал протоиерей Феофан (Токарев), которому после закрытия храмов пришлось послужить швейцаром и испытать ужасы ареста...С открытием церкви православные смогли всем миром собирать пожертвования и подарки на фронт. Вещевые подарки собирали, как правило, к мирским праздникам: полотенца, платки, кисеты, теплые вещи, табак, одеколон. В 1944 году на общецерковный счет омского отделения госбанка поступило 224336 рублей, в том числе те самые 100 тысяч на бронетанковую колонну. Омское духовенство даже рассматривало вопрос об участии церковного хора в светских благотворительных концертах, даваемых в омских госпиталях.
- И за годы войны была открыта лишь Крестовоздвиженская церковь?
- В 1944 году православные отстояли Никольскую церковь (на улице Труда, современный Ленинский АО). Тогда горсовет дал разрешение на открытие храма, а облисполком отдал его под заводской клуб. Православные решили добиваться правды в Москве, и напуганные власти замяли конфликт на месте. Настоятелем церкви стал игумен Венедикт (Пляскин), который служил в белой армии, был в заключении, а во время Отечественной войны сражался на фронте, но из-за ранения был демобилизован. Долго православные боролись за Всех-святскую церковь на Казачьем кладбище, не отступали и после Победы. В 1949 году в Москву отправили письмо с просьбой отдать здание церкви хотя бы под городской музей, но просьбу отклонили, а 1975 году церковь снесли.
- Потепление отношений государства и церкви оказалось недолгим...
- Резкая конфронтация церкви и государства началась с приходом к власти Хрущева. Именно он заявил, что последнего попа похоронят уже в 1980 году. С его подачи началось массовое наступление на церковь под разыми предлогами: то здание стало ветхим, то требуется под иные нужды. На месте церквей устанавливались памятники вождям, строились стадионы, а то и вовсе образовывались пустыри. Из-за господства советской идеологии история церкви изучено слабо, документы практически не сохранились. Как ни парадоксально, информация сохранилась в доносах и отчетах уполномоченных по делам религии. Из них по крупицам собираем историю православного Омска.