Мэрии остается только исправляться

   
   

Контрольно-счетная палата г. Омска (КСП) - своеобразный дамоклов меч для чиновников. Все финансовые злоупотребления и нарушения департаментов и управлений горадминистрации аудиторы КСП выводят на чистую воду.

Об эффективности работы аудиторов КСП свидетельствует то, что каждый рубль, вложенный в специалистов палаты, приносит пользу в 300 рублей. На счету контрольно-счетной - сотни проверок и столько же выявленных нарушений и недостатков, в результате которых миллиарды рублей прошли мимо бюджета либо были истрачены не по назначению. А ведь эти деньги могли пойти на ремонт наших домов и дорог, на благоустройство дворов и парков-скверов.

Нарушения, случаи неэффективного использования бюджетных средств и муниципальной собственности, выявленные КСП в прошлом году, оцениваются примерно в два миллиарда рублей.

- Основной объем нарушений, установленных по результатам работы КСП в прошлом году, связан с незаконным и неэффективным использованием муниципальной собственности. При этом финансовых нарушений установлено на сумму почти в пять раз меньше, чем проверками 2004 года, - отмечает Сергей Некурящих, председатель Контрольно-счетной палаты г. Омска. - Наметилась устойчивая тенденция к снижению случаев финансовых злоупотреблений. С приходом к власти новой команды казначейство стало работать более профессионально, а не формально, как раньше. Проводя проверки в прошлом году, мы делали основной акцент на то, как муниципалитет распоряжается собственностью. На сегодняшний день именно имущество, в том числе недвижимость, стоит во главе угла бюджетных доходов. Нарушения в этом направлении повторяются ежегодно на протяжении последних лет. Однако причина вовсе не в том, что кто-то не хочет распоряжаться недвижимостью результативно, а в том, что как следует не проработаны механизмы этой системы.

- Что мешает их проработать?

- Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Например, департамент недвижимости навел порядок с муниципальными рынками, централизовав управление ими. Пока не ясно, насколько это эффективно, но, на первый взгляд, поступления в бюджет возросли. Необходимо также отрабатывать механизмы предоставления земельных участков и нежилых помещений в аренду, доверительное управление, организовать и усилить контроль за деятельностью муниципальных предприятий. Словом, в сфере управления муниципальной собственностью, чтобы увидеть эффект, необходимо принять еще не одно решение.

Снять чиновника не самоцель

- На какие средства сегодня живет город?

- Основной источник пополнения доходов бюджета - земля, нежилые помещения и муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы, чтобы приносить прибыль. Однако из 100 с лишним МУПов лишь около десяти приносят прибыль. Остальные работают в убыток, либо только-только окупая собственные траты.

- Как администрация реагирует на выявленные недостатки и нарушения?

- Подразделениям мэрии ничего не остается, как исправляться. Применяются к нарушителям и более жесткие меры. К примеру, в прошлом году управлению по делам молодежи, физической культуры и спорта, а также управлению образования за растраты не по целевому назначению было уменьшено финансирование. Впрочем, сейчас, с введением системы расходования средств через казначейство, лазеек для нарушений с бюджетными средствами практически не будет.

- Помимо урезания финансирования, какие-то еще меры применяются к нарушителям?

- Конечно, представления и предписания в их адрес выписываются, и уголовные дела заводятся, и с должностей их снимают.

- Можете привести примеры?

- Трудно сказать навскидку. Снять чиновника - это не самоцель. Наша задача - выявить тенденции расходования бюджетных средств и распоряжения имуществом и продумать, как развить положительные и свести к нулю отрицательные.

- Каким образом выстраивается план проверок? Задания спускаются сверху?

- Предложения от мэра, депутатов мы принимаем всегда. Проводим проверки и по обращениям прокуратуры. Инициаторами проверок могут стать КТОСы. Бывает, обращаются и рядовые омичи, в таком случае решение о проведении проверок принимается Коллегией КСП. Как правило, горожане просят проверить обоснованность повышения тарифов.

До идеала еще далеко

- До того, как стать председателем Контрольно-счетной палаты, вы были первым замом директора департамента финансов. По сути дела, были таким же чиновником, к которым сейчас приходите с проверкой. Как они к вам относятся?

- Негатива как такового нет. Ведь выявить нарушение - это не главное. Важно - найти способ такого управления деньгами или собственностью, чтобы был результат в виде поступлений в бюджет. Одно дело, когда ты работаешь в администрации, выполняешь свои обязанности, глаз "замыливается". И совсем другое - когда ты становишься сторонним наблюдателем. Так легче увидеть плюсы и минусы.

- Интересно, бывали в вашей практике случаи, когда чиновники предлагали взятку, чтобы вы закрыли глаза на то или иное нарушение?

- Думаю, что таких моментов у нас нет. Бывает, что нам отказываются предъявлять документы для проверки. Вот свежий пример: по поручению депутатов мы вышли проверять муниципальное предприятий "Советское жилищное хозяйство". Конкурсный управляющий нам говорит, что все документы изъяли сотрудники ОБЭПа. Мы обращаемся к ним, а те в ответ, что никаких документов не изымали. В таком случае нам остается только прибегнуть к помощи прокуратуры. Бывают случаи, когда нас просто не допускают на объект. Тогда тоже обращаемся в прокуратуру.

- Вы говорите, что в горадминистрации наметилась тенденция к улучшению ситуации: нарушений все меньше. А наступят ли когда-нибудь такие времена, когда в КСП не будет необходимости?

- Наверное, такого никогда не будет. Кроме того, улучшения наметились лишь в расходовании бюджетных средств, а нарушения, связанные с использованием муниципальной собственности, выявляются в больших количествах. Если один человек придумывает, как сделать все правильно, то обязательно найдется другой, который будет стараться все обойти. Поэтому работа у нас будет всегда. До идеала нам еще слишком далеко.

Смотрите также: