Примерное время чтения: 10 минут
301

«Священника ничем не удивить». Омский клирик – о моде на церковные обряды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ в Омске № 3 19/01/2022
Церковнославянский язык является нашим достоянием и традицией, он придаёт службам торжественность.
Церковнославянский язык является нашим достоянием и традицией, он придаёт службам торжественность. / Александр Фирсов / АиФ

Церковь и мода – два несовместимых понятия. Но современное общество смогло соединить несоединимое: на протяжении последнего времени не спадает мода на крещенское купание, причём количество желающих окунуться в купель с каждым годом растёт.

Иерей Константин Беспалов пояснил корреспонденту «АиФ в Омске», можно ли смыть грехи в проруби, почему венчанный брак – навсегда, и состоится ли языковая реформа в Церкви.

Дух, а не антураж

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: 19 января православный мир празднует Крещение. В последние 10-15 лет наблюдается мода на окунание в крещенскую купель, причём не потому, что верят в Бога, а за компанию или решили поморжевать раз в год. Но ведь в проруби грехи не смыть… Отец Константин, давайте разберёмся, какова вообще роль окунания в прорубь на Крещение?

Иерей Константин Беспалов: 19 января – праздник Богоявления, в народе именуемый Крещением. В этот день Иисус Христос пришёл на реку Иордан к пророку Иоанну Предтече, который людей крестил через покаяние, возливая на них воду Иордана (одна из знаменитых рек Древнего Израиля. – Ред). Крещение Господа нашего – образец смирения в себе человеческой природы.

Крещение – первое таинство вхождения в церковь, подтверждённое верой в Бога. Во время крещения человеку даётся имя, и он начинает жить в мире, имея духовную поддержку. Духовная поддержка очень важна, поскольку наша жизнь полна трудностей и испытаний - и преодолевать их легче с верой в сердце.

В таинстве Крещения происходит троекратное погружение в воду с призыванием Пресвятой Троицы, при котором прощаются все грехи. Человек, приходя к Богу, осознаёт свою ветхость и через крещение проходит обновление.

Не нужно путать таинство Крещения и праздник Богоявления. В праздник существует особая служба, особое освящение воды (Великая Агиасма). К слову, святость воды в обычные дни и на Крещение не нужно сравнивать, возвеличивая одно и принижая другое. Что в будни, что в великий праздник вода освящается Духом Святым. Люди приписывают какие-то особые свойства крещенской воде. Эти измышления не имеют под собой никаких оснований. Крещенской водой можно кропить дороги, дома, дворы, а также хлев, домашний скот без боязни, что святыня будет попираться копытами коров – в этом нет кощунства.

В России сложилась традиция погружения в крещенскую купель в день Богоявления. Мы живём, как и наши далёкие предки, в суровых климатических условиях, в которых жаркая баня и погружение в прорубь или обтирание снегом были обязательными бытовыми атрибутами. С течением времени купание в проруби, как и другие народные забавы, например, масленичные гулянья, получило христианизированный характер.

На Руси с незапамятных времён делались иордани на реках и озёрах. Уже с 18 января в храмах проводилась литургия (Крещенский сочельник), а потом совершался крестный ход к водоёму с подготовленной купелью, священник освящал воду, люди набирали её, сколько необходимо, а особо ретивые окунались в иордань. Вода великим чином освящается по уставу Церкви 18 и 19 января.

Хорошо, когда человек погружается в воду с верой, с пониманием, что он православный христианин, что вхождение в купель на Богоявление –  духовная необходимость. Но полагать, что погружение в крещенскую иордань очистит от всех грехов, в корне неверно. Нельзя путать таинство Крещения и обряд купания в проруби.

– Окунается-то много людей, но все ли понимают, зачем это делать?

– Мы надеемся, что многие люди делают это с верой в сердце.

По мнению Церкви, в крещенскую купель можно входить только физически здоровому человеку.

– В тёплых широтах окунаться на Крещение даже приятно – в том же Иордане вода тёплая. Но мы живём в Сибири, январские морозы не располагают к купанию. Можно не окунаться в купель?

– Конечно, можно, за это никто не осудит, поскольку это необязательный атрибут праздника и происходит только по желанию человека.

– Наверняка за время службы вы видели много странных вещей, в том числе и во время крещенских купаний. Есть какие-то моменты, которые вас потрясают?

– Священника ничем не удивить. Нет случаев, которые бы нас сильно удивили. Литургия, крестный ход к воде, её освящение – всё это благотворно влияет на окружающих. В присутствии священника люди стараются вести себя благопристойно.

Вызывают сожаление моменты, когда в отсутствие священника люди рядом с крещенской купелью устраивают какие-то гулянья с гостями, выпивают, веселятся. Их цель – потешить своё самолюбие и эгоизм.

В крещенскую купель можно входить только физически здоровому человеку.
В крещенскую купель можно входить только физически здоровому человеку. Фото: Из личного архива/ Елена Табакаева

– Многие выкладывают сообщения о том, что окунулись в прорубь, в соцсетях. Создаётся впечатление, что люди участвуют в каком-то крещенском флеш-мобе. Как вы к этому относитесь?

– Можно встретить видео и фото звёзд российского шоу-бизнеса, которые зачастую без священника создают купели и окунаются в них. В этом нет святости, с праздником никак не связано. Это самопиар, идущий от гордыни и тщеславия.

– Ещё один непростой вопрос: создание крещенских купелей на зонах. Зачем они там? Есть большие сомнения, что все преступники резко приходят к Богу и начинают искренне верить.

– Прийти к Богу осуждённым помогают стены тюрьмы. Тюрьма – это искусственно созданный мир, в котором человек оказывается в крайне сложных и жёстких условиях. Там всё чувствуется острее, чем на большой земле. Заключённым хочется чего-то доброго и человеческого. В этом и помогает церковь. Сначала осуждённые настороженно, возможно, не искренне входят в храм, так как приход в церковь на зоне зачастую предполагает какие-то поблажки от руководства за хорошее поведение. Духовное очищение при прикосновении к святыне происходит постепенно. Это отдельная тема для разговора.

Хочу отметить, что купели в тюрьмах делаются только со священником, с проведением уставного церковного чина. Стоит только порадоваться, что осуждённые изъявляют желание и входят в купель - они прикасаются к светлому празднику обновления.

Мимоходом не получится

– По поводу венчания тоже наблюдается непонятная тенденция: это таинство у современного общества приобрело прикладной характер, и вложенный когда-то смысл исказился. Поэтому пары сначала венчаются, а потом бегут разводиться. Как к этому относится Церковь?

– Брак в понимании Церкви -  таинство, поскольку венчает сам Господь. Муж и жена – одно целое перед Богом. Живя в современном мире, в вопросах брака мы не должны руководствоваться низменными, животными чувствами, создавая пару исключительно на основе плотских утех. Смысл церковного брака – это союз человека с церковью: мужчина в семье символизирует Христа, а женщина - церковь, ради которой Он пришёл в мир и отдал свою жизнь.

Подходя к таинству венчания, молодые люди должны серьёзно осознавать, что это на всю жизнь, так как любовь – всегда жертва. Клятвы жениха и невесты даются перед Богом, а не перед людьми, и соблюдение этих клятв священно.

Таинство венчания проходит очень красиво. Надеваются венцы – прообраз венцов небесных, которые обещает Господь венчающимся, а также прообраз тернового венца, потому что семья не только должна жить в счастье, но и преодолевать какие-то трудности.

Подтверждением брачных клятв являются дети. Они божий дар, сплачивающий семью. Одна из молитв на венчании – о том, чтобы бог дал паре детей, чтобы жили в радости и увидели своих детей.

Предполагается, что брак совершается на небесах, поэтому закономерна фраза: «Что Бог соединил, человек да не разлучает». Такого понятия, как развод, не должно существовать. В церкви нет такого чина – развенчания. Человек может сам разорвать узы брака и уйти из семьи, тем самым согрешив перед Богом. Так что если пара не уверена в своих чувствах друг к другу, между ними нет духовного единения, лучше не венчаться.

Второй раз можно венчаться, если один из супругов умер или одна из сторон пострадала из-за измены, семья распалась.

– Может ли священник отказать в венчании, если молодые люди признаются, что для них это просто красивый обряд?

– Будь то таинство крещения или венчания, ему всегда предшествует беседа людей со священником. Невозможно мимоходом зайти в храм и повенчаться.

Мы видим, что современные пары зачастую следуют зову моды. Но эта мода неплохая: люди венчаются и тем самым приходят к Богу. Здесь встаёт вопрос о духовности человека, об ответственности сторон, вступающих в церковный брак. Одним из показателей серьёзных намерений является законный, зарегистрированный брак. Далее пару исповедуют и причащают. Если люди отказываются от исповеди и причащения - священник вправе отказать в венчании. Также священник может отказать в таинстве брака, если одна сторона в паре ранее была венчана и первый брак распался по её вине.

Несколько лет назад был бум на разводы: в храм потоком шли пары подписывать документы о развенчании. Практически все эти браки были совершены в 90-е годы прошлого столетия, когда люди массово венчались и в большинстве случаев их основным мотивом было сохранить уже распадающуюся семью через церковный брак.

– В каких случаях церковный брак признаётся недействительным?

– Одним из случаев распада церковного брака является измена и уход из семьи одного из супругов. Пострадавшая сторона, если она опять хочет венчаться, после развода в загсе должна прийти в церковь за благословением на второй брак. Также поводом для расторжения брака может быть смерть или долгое отсутствие одного из супругов.

Связь времён

– Традиции проводить богослужение на церковнославянском языке много веков. Современная действительность такова, что люди не понимают, что говорят священники во время службы. Не пришла ли пора переводить богослужение на литературный русский язык? Читаем же мы Евангелие в русском переводе…

– Попытки перевести богослужение на современный язык предпринимались с XVIII века, но успехом не увенчались. Дело в том, что со сменой языков теряется связь времён и сама суть богослужения. Церковнославянский язык является нашим достоянием и традицией, он придаёт службам торжественность, приобщает человека к чему-то великому. Современный русский язык живой, он быстро меняется, а вера и церковь незыблемы, и не стоит привносить в них языковой хаос. Конечно, во время службы звучат непонятные современному человеку слова, но всегда можно узнать их перевод и запомнить. Можно читать Евангелие в русском переводе, но в храмах пусть звучит церковнославянский язык.

ДОСЬЕ
Иерей Константин БЕСПАЛОВ. Клирик омского Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы, член Общественного совета УМВД города Омска. Родился 28 июня 1979 года, с 12 лет проживает в Омске. С 2005 по 2013 год - алтарник в соборе Рождества Христова. Был рукоположен в чин диакона в январе 2013 года, а в мае этого же года стал иереем. Отец троих детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах