12 апреля из Сальвадора стартует совместная российско-бразильская кругосветная экспедиция на Русский Север.
За 10 месяцев яхтсмены преодолеют 45 тыс. км водного пути. Члены экипажа парусного судна «Братство», в составе которого по четыре представителя обеих стран, пройдут маршрут под флагами БРИКС и Русского географического общества.
Бразильскую часть команды представит известный путешественник Алейшо Белов; российскую – омич, дважды ходивший в кругосветку, бессменный капитан яхты «Сибирь» Сергей Щербаков. С ним встретился корреспондент сайта «АиФ в Омске».
В интервью собеседник рассказал о том, как парусный спорт вошёл в его жизнь и изменил её, о морских путешествиях и встречающихся в них передрягах, о том, почему важно ставить перед собой цели и как добиваться их.
Случайности не случайны
Ирина Аксёнова, сайт «АиФ в Омске»: Сергей Борисович, как вы попали в парусный спорт?
Но через неделю я бросил заниматься парусом, не понравилось «драить палубу», а осенью, когда в школу пришёл тренер по байдарке из той же самой ДСШ, и набирал ребят в свою секцию, мы с другом записались. Случайно зайдя в парусный класс (отменили тренировку по байдарке), обомлел от морской обстановки и остался в парусной секции.
- Каким был маршрут вашей первой экспедиции?
- Моё первое дальнее плавание в 1965 году было до деревни Ольховка, которая расположена на границе с Казахстаном, ходили в поход на четырёх яхтах. Потом было много других. После похода в Тобольск, в 1987 году, на яхте «Вега» стал яхтенным капитаном. Сейчас яхтенный капитан океанского плавания, без ограничения района и парусности судна, заслуженный мастер спорта России.
Мечта длиною в 10 лет
- Вообще яхтинг - это дорогое удовольствие…
- В Советском Союзе это не было дорогостоящим, поскольку яхты покупались за счёт государства, предоставлялись бесплатно, тренеры получали зарплату. Это были самые лучшие времена по развитию парусного спорта.
В 1987 году один из самых известных яхтенных капитанов нашего города Том Барабанов предложил мне построить яхту и дойти до Ленинграда. Чтобы это сделать, надо пройти по Иртышу в Обь, затем Обскую губу, Карское море, выйти на Северный морской путь, обогнуть Скандинавию. Такого в то время ещё никто не совершал. Ударили по рукам и приступили к строительству.
- А это возможно, самостоятельно построить парусное судно?
- Когда есть цель и желание, можно достичь всего. Главное не отказаться от своей мечты и каждый день делать хотя бы маленький шаг к ней. А наша цель «построить яхту и дойти до Ленинграда» стала для меня целью в жизни.
Десять лет мы строили яхту. За время строительства через экипаж прошло около 20 человек, Ленинград к тому времени уже стал Санкт-Петербургом, да и страна стала другой.
Мы прошли Северный морской путь, обогнули Скандинавию, посетили 10 государств. После завершения плавания наступило чувство эйфории, восторга от того, что мы смогли это сделать. Однако цель была достигнута, и наступила тяжёлая пустота… но не долго, я перешёл на следующую ступень к дальнейшему развитию.
Под парусами все равны
- Есть такие места, где бы хотели побывать?
- На сегодняшний день я прошёл 50 стран, а у нас в мире их около 200, все не обойдёшь, но обязательно открою ещё многое для себя.
- А женщинам под силу управлять яхтой? Есть у вас знакомые капитаны слабого пола?
- Одного такого капитана мы, как говорится, воспитали. Это Ольга Величко, она очень упёртая девушка. Начала заниматься у нас, получила международные права, ходила в Арктику. На большой 42-метровой яхте в качестве рулевого она доходила до Новой земли, до архипелага Шпицберген. На «Сибири» она второй помощник капитана. Сейчас намечается новая экспедиция вместе с бразильцами, и Ольга попала в экипаж.
- Поделитесь планами этой российско-бразильской кругосветной парусной экспедиции.
- Когда мы собирались в Антарктиду, я познакомился с бразильцем Алейшо Беловым, который до этого совершил пять кругосветок, три из них в одиночку. И у него остался не пройденным только Северный морской путь. В 2024 году мы запланировали эту экспедицию как совместную. 12 апреля ей будет дан старт из Бразилии.
- Море меняет людей?
- Конечно. В море ты понимаешь, насколько ты ничтожен по сравнению со стихией. Но, с другой стороны, после завершения кругосветки и преодоления, в первую очередь, самого себя, я чувствовал, что могу достичь всего, у меня словно крылья выросли. Дайте мне точку опоры, и я землю переверну. Но когда я попал в нашу суровую действительность, тут уже совсем другая жизнь. Жить в обществе – это всё равно, что под парусом лавировать против ветра или плыть против течения: только руки опустил и перестал грести, тебя сразу унесёт.
Морские передряги
- Парусный спорт - дело не только увлекательное, но и очень опасное. Вы попадали в морские передряги?
- И не один раз. В 2000 году, когда прошли Берингово море и вышли в Тихий океан, попали в жестокий шторм. Ветер 60 узлов, ( 30 м/с), волна 10 метров... продержались до ночи, но то, что должно было случиться всё равно произошло. В какой-то момент, после удара очередной волны-убийцы, наша 12-метровая яхта совершила через нос полный оборот на 360 градусов и встала на ровный киль. Сломались обе мачты, рулевой улетел за борт и вращался под водой на страховочной лямке вокруг яхты. Мы его вытащили на борт. В тот момент все распрощались с жизнью, но отделались испугом и лёгкими ушибами (внутри яхты, при опрокидывании, как в бетономешалке было 4 человека). Я думал, что такое возможно, и когда проектировал яхту, специально сделал вход сверху вниз, как в подлодке, чтобы не набрать воды при оверкиле, и это нас спасло.
- А приходилось сталкиваться с криминалом? Пираты сегодня существуют?
- Конечно, существуют, но нас Бог миловал от таких разборок. Когда мы были в Колумбии в Карибском бассейне у острова Святого Андрея, заезжали туда, чтобы залить солярки, встретились не столько с пиратами, сколько с криминалом, могли попасть там к ним в лапы, но вовремя ушли в море, а искать нас никто не стал. В Тунисе была подобная история. Чем меньше развита страна, тем больше в ней криминала и опасностей. Но срабатывает интуиция, предчувствие, ты нутром понимаешь, что здесь что-то не то и надо уходить.
Море зовёт, миссия ведёт
- Вы всё же человек суши или моря?
- Мне кажется водная стихия – не среда обитания человека он не может жить в море. Дельфин, кит – тоже без жабр, но они ныряют хорошо, а у человека должна быть твёрдая земля под ногами. Хотя в море и ловишь кайф, но этого чувства хватает на час, день, неделю, а потом хочется уже на сушу, пересечь море и встретить себе подобных.
- Ваши экспедиции не только про путешествия, у вас же имеются и какие-то миссии?
- У каждой экспедиции есть цели, в первую очередь - просветительские. Например, в Антарктиду мы ходили в честь 200-летия открытия этого материка русскими. Сейчас у нас несколько дат, приуроченных к совместной с бразильцами экспедиции: в 2028 году исполняется 200 лет установления дипломатических отношений с Бразилией. В 2005 году с Бразилией было заключено стратегическое соглашение о сотрудничестве, положившее начало БРИКС, а в 2026 году, когда мы будем финишировать, БРИКС отметит своё 20-летие.
В этом году Русскому географическому обществу исполняется 180 лет. А ещё, конечно, это 80-летие Великой Победы. Об этих исторически знаменательных событиях надо заявлять всему миру, создавать положительный образ России. Это одна из главных задач общественной дипломатии, участниками которой мы являемся.