Примерное время чтения: 12 минут
239

В Новый год – с дорожными долгами. В Омске масштабный ремонт ещё не окончен

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Омске 27/12/2017
Ремонт дорог в городе продолжится в следующем году.
Ремонт дорог в городе продолжится в следующем году. / Александра Горбунова / АиФ

Неоплаченная разметка

В итоге мост всё-таки решили ремонтировать, удалось получить средства из федерального и областного бюджетов. И 5 октября администрация заключила контракт стоимостью 328 млн. Ремонт должны закончить в ноябре 2018 года. А между тем мэрия уже планирует ремонт следующего моста - Ленинградского. В следующем году обследуют его, Комсомольский и мост им. 60-летия ВЛКСМ. На диагностику потратят 6,5 млн руб. из городского бюджета. Средства понадобятся и для корректировки проектно-сметной документации, которую для Ленинградского моста разработали ещё в 2008 году. На сам ремонт деньги будут просить у федералов - понадобится около 450 млн руб., точная сумма определится уже после корректировки документации.

На Комсомольском мосту и нескольких виадуках в 2018 году поменяют покрытие - в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД). На неё в областном бюджете должны предусмотреть 950 млн руб. в качестве софинансирования к федеральному миллиарду, плюс с администрации Омска 50 млн. Пока в региональном дорожном фонде следующего года 4,5 млрд руб., но предполагается, что сумма увеличится; в прошлом году на начальном этапе было больше - 5,2 млрд. По словам экспертов, это связано с уменьшением количества акцизов, поступающих в фонд.

В 2018-м по БКД отремонтируют 204 км дорог: 75 км региональных (пять объектов) и 129 км в городе (37). Главные и самые сложные в городе - Крас­ный Путь и проспект Маркса. Выбоин не так много, но есть опасная колея. За эти улицы проголосовало большинство в группе программы в соцсети. В целом планы властей совпали с мнением жителей. Но добавились и те улицы, которых в перечне не было - Завертяева и 2-я Производственная. Последнюю включили в резерв: если появятся дополнительные средства или удастся сэкономить на торгах, она войдёт в список ремонтов. А вот ул. Завертяева включена в планы на реконструкцию: её нужно расширять, поэтому пока её ремонтировать нет смысла, чтобы через два года не снимать новый асфальт. Также по программе продолжат работать на основных выездах из города в радиусе 50 км: Омск - Тара, Омск - Муромцево, Омск - Русская Поляна, Бакбасар - Азово - Шербакуль - Полтавка и Омск - Красноярка. Дорожники выйдут и на Муромцево - Седельниково. На неё потратят 100 млн, но уже не в рамках БКД. Также, если будет возможность, отремонтируют дорогу на Нововаршавку. В ноябре за счёт экономии на неё выделили 1,2 млн. Взрыхлили, сделали из асфальтовой грунто-щебёночную, поверх которой со временем появится асфальт.

В Омске и Омской области на средства программы БКД в этом году отремонтировали 251 км дорог, поставили 30 светофоров типа Т7 возле школ. В результате удалось ликвидировать 25 мест концентрации ДТП за счёт ремонта, знаков и пешеходных ограждений, разметки. Но не везде её выполнили качественно. Спецприборы помогли выявить недостаточное светоотражение, поэтому на некоторых объектах подрядчики по три раза наносили разметку, чтобы сдать участок. Пластиковую разметку так не приняли всю - на 150 тыс. работы не оплатили.

Круговорот бюджетных средств

В прошлом году во время ремонта по программе появился нюанс: некоторые работы не включили в смету, а требования к состоянию дорог их предполагают. Например, обочины. На некоторых улицах подрядчики добровольно их подрезали, понимая, что это в их интересах. Дешевле срезать, чем потом восстанавливать покрытие: завышена обочина - вода не будет уходить, и асфальт разрушится, а гарантия - четыре года. На остальных участках приходилось это делать мэрии за свой счёт. В этом году все нюансы пропишут в документах.

Также минстрой ремонтировал трассы в рамках повсе­дневной деятельности: 179 млн отправили на дороги в Муромцево, Тару и Одесское. В планах властей привести в порядок ряд дорог в Полтавском, Нововаршавском и Шербакульском районах. Но они требуют более существенных затрат. На областных дорогах появились пять пунктов весового контроля, чтобы уберечь отремонтированные трассы от большегрузов. Дороги, построенные в регионе в 1970-1980 гг., в основном рассчитаны на машины с нагрузкой 6 т на ось - это небольшой КамАЗ. Капитально отремонтированные - на 10,5-11 т.

По статье «Строительство и реконструкция» в 2017 году работали на 46 объектах регио­нальных и муниципальных. Треть из них - муниципальные: администрации сами разрабатывают документацию, определяют подрядчика и принимают работы. В целом муниципальным образованиям отдали 2,1 млрд руб. - почти четверть всего дорожного фонда. Из 46 объектов к декабрю завершили 24. Из оставшихся 22-х точно переходят на следующий год 14.

Неосвоенные средства вернутся в бюджеты, а в следующем году их придётся возвращать - чиновники не видят в этом проблемы. Возврат денег проводят на усмотрение Росавтодора, а регион должен обосновать необходимость, рассказать о незавершённых контрактах и проектах. Но проблема всё-таки может появиться - неизвестно, когда средства восстановят. Раньше получали уже в апреле, а в этом году это произошло намного позже. В конце этого года дорожники как раз и старались успеть пустить в ход восстановленные остатки.

Проклятие плохого подрядчика

Весной в рамках содержания в 13 районах проводили аварийно-восстановительные работы: на ремонт 34 дорог, пострадавших от паводка, потратили 53 млн руб. В эту сумму вошло устройство новых водопропускных труб, восстановление земельного полотна, щебёночных покрытий. Укладывали две новые трубы на дороге Тара - Усть-Ишим в Знаменском районе и одну на Усть-Ишим - Фокино. Заканчиваются работы на дороге Исилькуль - Полтавка - Соловьёвка: в 2016 году в Полтавский район пришло много воды из Казахстана, которая осталась в низине в районе села Соловьёвка, затопило дорогу. Специалисты подсчитали, что дешевле поднять существующую, чем строить объездную. На подъём из воды 2 км дороги направили 72 млн руб. Рабочие сделали насыпь из песка и щебёночное покрытие, в 2018-м уложат асфальт.

В Усть-Ишимском районе достроили четыре моста. По дороге Усть-Ишим - Загваздино зимой в Тобольск идёт транзитный транспорт, везут грузы в Тюменскую область. На трёх старых деревянных мостах было ограничение 5 т. И в любой момент они могли сломаться: летом один действительно подломился, упала машина с грузом. Также в планах по этой дороге строительство восьми водопропускных труб.

Проблема непрофессиональных подрядчиков затронула две дороги в Омском районе. Три года не могут построить подъезды к деревне 18-й Партсъезд и СНТ «Яблонька». Администрации района выделяют средства, но по разным причинам их не могут освоить. В первый год затянулись сроки, торги прошли поздно, подрядчики не успели выполнить работы. Во второй год деньги выделили уже вовремя, но аукцион по дороге на «Яблоньку» состоялся только с третьего раза. На дорогу к 18-му Партсъезду зашёл подрядчик, но не завершил работы.

В этом году за деревенскую дорогу принялась недееспособная организация, которая закончила земляные работы, начала укладывать щебень, но не рассчитала силы и не завершила. К «Яблоньке» вовсе никто не притронулся: весь этот год администрация судилась с подрядчиком, в результате выиграла. В 2018 году торги состоятся в четвёртый раз.

Ещё одна статья расходов дорожного фонда - покупка техники. В 2017 году на неё истратили 343 млн руб. В лизинг на три года купили 31 комбинированную дорожную машину. Одна стоит около 6 млн. Их раздали «кустовым» ДРСУ, которые располагаются в Таре, Тюкалинске, Лузино, Омске (старый Кировск), Розовке и Калачинске. Ещё для области приобрели асфальтобетонный завод (60 млн), установку для приготовления битумной эмульсии (10 млн). За счёт экономии на торгах собираются купить ещё асфальтоукладчик (16 млн), фрезу (32 млн) и катки (15 млн).

От редакции. Планы на 2018 год грандиозные: замена асфальта на Красном Пути, Комсомольском мосту, проспекте Маркса, ремонт Ленинградского моста, а ведь и Юбилейный на законных основаниях могут ремонтировать до ноября. Омск следующим летом превратится в пешеходную столицу?

Кстати
Климат Финляндии не настолько суров, как в России, но там тоже холодная зима и обильные осадки. Однако таких проблем с дорогами не бывает. Даже на старых, покрытых трещинами, нет ям, выбоин или колеи. Большой объём дорог строят в зонах нестабильного грунта по особой технологии: в торф и глину добавляют закрепляющие растворы. Финские грунтовые дороги не похожи на российские - ровнее, при езде нет сильной вибрации. Снег на дорогах не всегда расчищают сразу, и местные спокойно ездят по заснеженным улицам.

Попросим у федерального бюджета

Михаил Горчаков

«В следующем году будет инструментальное обследование Ленинградского моста. Сроки его ремонта станут известны после разработки, корректировки проектно-сметной документации и прохождения госэкспертизы, - говорит заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Омска Михаил Горчаков. - Чтобы не терять времени, мэрия подготовила предложения - общие, по перспективным направлениям развития Омска для получения финансовой поддержки из федерации. Одним из этих предложений как раз и является капремонт Ленинградского моста. Если бы были собственные средства, мы уже давно провели эти работы. Тем не менее за счёт бюджетных средств города будет произведено инструментальное обследование. Этот мост включили в первую очередь.

Помимо обследования мостовых сооружений, пройдёт и ремонт дорожного покрытия с полной заменой асфальтобетона на путепроводах на ул. Кирова, Лизы Чайкиной, Госпитальной. У Комсомольского моста тоже большой износ дорожного покрытия, есть участки с полным выкрашиванием».

Графики на ускорение

Илья Трушников

«Срок ремонта Юбилейного моста по проекту - 14 месяцев, то есть по ноябрь 2018-го, но генподрядчик имеет право выполнить досрочно, - отмечает директор департамента строительства администрации Омска Илья Трушников. - Для этого с начала ремонта моста ежемесячно составляем графики. Они учитывают выполнение работ в несколько раз быстрее, не нарушая технологии. В октябре и ноябре выполнены без срыва. В декабре по плану завоз металлоконструкций, в январе будем монтировать. Для себя отметил срок - в конце мая открыть движение по мосту. Для чего буду ежемесячно сокращать сроки и вести жёсткий конт­роль.

По проекту срок подготовительных работ - четыре месяца, они были проведены за два, плюс сняты опоры контакт­ной сети, тепловая тоже демонтирована. А ещё перила и тротуарные блоки - мост наполовину разобран. Когда станем разбирать центральную часть, специалисты СибАДИ будут прямо на мосту находиться, следить за всем и практически одобрять - либо следующий шаг выполняем, либо остановились, что-то ждём».

Шишек набили

Дмитрий Христолюбов

Дмитрий Христолюбов, замминистра строительства и ЖКК Омской области:

«Есть нарекания по подрядчикам. В этом году жёстко взялись за исполнение контрактов. Появились незнакомые организации, которые не участвовали в рынке, вышли работать. И если бы хорошо работали, претензий не было. Но контракты не исполняют, деньги не осваиваются и возвращаются. Мы этого допустить не можем.

Пять подрядных организаций включили в реестр недобросовестных поставщиков: одна проектная, одна - стройконтроль и три - строительство и ремонт.

Одна из них прокололась на двух областных и на одном муниципальном объекте, не выполнила три объекта из пяти. Один в Черлаке закончила - и то не сама, за счёт субподрядчика. В Таре ещё пытается объект закончить. Организация не имеет права участвовать в новых торгах, но по тем, где есть контракт, может закончить. Это сигнал остальным, чтобы рассчитывали силы. Если заходите на объект, должны либо всё исполнять, либо не браться.

В Омске проще: подрядчики в прошлом году, когда ремонтировали «платоновские» объекты, шишек набили, в этом году дружно принялись за работу».

Безопасны все

Галина Зурнаджан

Галина Зурнаджан, директор БУ г. Омска «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства»:

 «Многие жаловались на трещину на Фрунзенском мосту, на состояние Юбилейного, были претензии и по Ленинградскому. Сегодня все искусственные сооружения города безопасны для транспорта и пешеходов. Процент износа у моста им. 60 лет ВЛКСМ - 37%, у Ленинградского и Комсомольского - 48%. В следующем году будет выполнена диагностика, пройдут испытания, спецобследование этих сооружений. И тогда решится вопрос о капремонте.

В 2008 году Ленинградский мост был обследован, разработана ПСД, но из-за отсутствия средств работы не выполнены.На Ленинградском мосту в 2012 году поменяли два аварийных деформационных шва. И сейчас это один из важных вопросов. Разработан технологичный план: на первом этапе заменим деформационные швы, на втором - тротуарные плиты вместе с бордюрными ограждениями. По мосту идут большегрузы, крупно­габаритная техника, которая обслуживает дороги».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах