Четыре года назад всей стране объявили об очередной реформе - мусорной. Одни нововведение приняли в штыки, другие наивно мечтали, что станет лучше – чище и экологичнее. К чему сейчас пришли? О плюсах и минусах omsk.aif.ru рассказали эксперты.
За что платить больше?
Главным по мусорным делам назначили единого регоператора, в Омской области им стало ООО «Магнит». За правовую часть в ответе муниципалитеты. А затраты на реализацию работы по обращению с появившейся новой аббревиатурой ТКО (твёрдые коммунальные отходы) поделили на всех, кто производит мусор.
Установленные тарифы долго были поводом для народного негодования. Особое возмущение новая строчка в квитанции вызывала у жителей частного сектора и сельчан, которые большую часть накопленных в хозяйстве отходов испокон веков сжигали в печках. Но по новым правилам такие действия приводят к административному наказанию.
Сегодня в среднем за услуги ТКО жители Омской области платят 120 руб. с человека в месяц. По сравнению с другими регионами тариф достаточно высок, есть субъекты, где он вдвое ниже.
«Люди готовы платить за утилизацию отходов, но их вопрос - а за что? - резонный. Потому что на селе мусора практически не бывает, он сжигается в печах, идёт на корм скоту, отправляется на огороды. По сути, люди получили дополнительный налог. А жители ряда районов области ещё и огромные свалки в придачу, на которые мусор везут из других районов, а также из Омска.
В Колосовке ближайшие дома расположены от полигона в 300 метрах, в Знаменке – в 3 км от райцентра. Закономерно негодование и недоумение людей - почему весь мусор свозят к ним», - говорит депутат областного Заксобрания Константин Ткачёв.
Обещанного годами ждут
Повсеместно как грибы после дождя начали расти контейнерные площадки – места для накопления мусора. Но даже за четыре года в требуемом законодательством количестве они и в городе-то не везде появились, не говоря уже об отдалённых деревнях. Однако это не освобождает население от оплаты за услугу. Ведь вне зависимости от того, переполненные мусорные баки или пустые, к ним едут КамАЗы регоператора, доставляющие ТКО на сортировочные заводы.
При этом заводов на весь регион всего два – в Ленинском и Кировском округах Омска. Разумеется, справиться с объёмами мусора, производимого городом-миллионником, они технически не могут. А новые строить никто не берётся - слишком затратно.
Как и строительство полигонов, необходимых для утилизации неперерабатываемых отходов. Такие площадки, соответствующие всем экологическим требованиям, обещают построить в 2026 году. Но, как говорится, обещанного можно годами ждать. Пока же их функции выполняют так называемые временные объекты. Их на территории Омской области 17.
«Обеспечение инфраструктуры для обращения с ТКО не входит в обязанности регоператора. Мы отвечаем за своевременный вывоз твёрдых коммунальных и крупногабаритных отходов, периодичность вывоза установлена СанПиН. За обслуживание контейнерной площадки отвечает её собственник. Всё дополнительное, что делает регоператор, всегда влияет на тариф.
К примеру, мусоросортировочные заводы регоператор построил за счёт собственных средств. И заводы до сих пор не окупились. Эти затраты включены в тариф. Экопункты, работающие во всех пяти округах Омска, каждый из которых обошёлся нам в 1 млн руб., также не окупились. Это можно считать социальным проектом. К нам приносят макулатуру, алюминий, в основном школьники. А большинство несут вторсырьё к нелегальным закупщикам в гаражи и получают за это расчёт в «жидкой валюте», - рассказывает гендиректор компании-регоператора Карен Егоян.
Копаться в отходах стимула нет
Сортировка мусора – отдельный вопрос. Появившиеся в городе жёлтые баки для годного к переработке вторсырья не сыграли особой роли. Жители не утруждают себя разбором хозяйственных отходов, не видя в этом никакой пользы.
«Если бы человек получал какой-то бонус от сортировки ТКО, допустим, платил бы меньше за услугу или видел, что в его дворе появились лавочки, построенные из переработанного мусора, он имел бы стимул; но сегодня этого нет. 600 жёлтых контейнеров стоят в частном секторе, где зачастую зелёных-то не хватает, естественно, потребитель при выносе мусора использует метод свободного бака, не задумываясь, для каких целей какой бак, - говорит Карен Егоян.
- Подразумевалось, что выборка резко возрастёт после ввода раздельного сбора мусора, получим много картона, алюминия, по факту хороший раздельный мусор собираем только в домах «УК на Волочаевской», где управляющая компания провела должную информационную работу с населением».
Провальные моменты реформы отмечаются и в территориальной схеме, которая, по словам представителя регоператора, не соответствует действительности. «Магнит» начисляет сегодня платежи 1,65 млн пользователям услуг, тогда как по официальным статистическим данным в Омском Прииртышье проживает 1,85 млн человек. То есть 200 тысяч человек каким-то образом выпали из списка плательщиков.
То же самое и с юрлицами. Из документально зарегистрированных, по разным сведениям, от 42 до 62 тысяч юридических организаций и ИП, платят за ТКО лишь 34 тысячи потребителей. Получается, что остальные подбрасывают свой мусор на контейнерные площадки близлежащих домов.
С места не сдвинулись
«С первого момента было понятно, что это скорее контрреформа, чем реформа. Потому что все те же задачи уже решались и до её старта, необходимо было только построить новые свалки. Но эта проблема как была, так и осталась. И стало только хуже. Раньше была организована работа с частным сектором. Помешочный сбор мусора - это прогрессивная система, которая работает во всём мире.
И у нас себя она хорошо зарекомендовала. Сейчас кому-то приходится за 500 метров носить мусор, а у кого-то контейнерные площадки прямо под носом, в 50 метрах от жилых домов. То есть ни к чему лучшему и здесь не пришли, - считает эколог Сергей Костарев.
«Введение единого регоператора в эту работу – тоже ошибка. Ведь монополист всегда действует с минимальным для себя риском и максимальной прибылью. Это его закон. Но цена за услугу стала в разы больше. Было 20 рублей, стало 120. Объясняют это затратами на транспортировку, тем, что мусор вывозят за сотни километров. Но тогда вопрос - почему выстроены такие некачественные схемы. Вывод - экономический механизм не реализуется, инструмент воздействия на региональные органы власти не действует», - добавляет Костарев.
Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Перспективная и прогрессивная реформа, призванная сделать мир вокруг чище, а жизнь людей комфортнее, оказалась привлекательной только на бумаге, в реализации же, как мы видим своими глазами, переход со старых способов борьбы с мусором на новый лад не принёс ощутимой пользы. Мусор и ныне там.