Примерное время чтения: 8 минут
492

Долги за ЖКХ растут. Ситуация с неплатежами в Омске стала критической

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Омске 16/04/2014 Сюжет Пресс-центр «АиФ в Омске»
Все квитанции надо оплачивать вовремя!
Все квитанции надо оплачивать вовремя! / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

На прошлой неделе коммунальщики дважды собирались, чтобы обсудить эту проблему. Самый действенный метод остался прежним – наказание.

Портрет должника

Задолженность бывает разной – кто-то не заплатил за месяц, а кто-то – за пять лет. Так какие же долги у омичей на самом деле?

Отвечает Павел Мельников, главный специалист управления экономики министерства строительства и ЖКХ Омской области:

– Существующая задолженность, как правило, носит текущий характер, её основные причины – элементарная нехватка времени или забывчивость собственников. Только 14% долгов имеют сроки от 3 до 12 месяцев, 6,4% – от года до двух, примерно столько же – 6,1% собственников – не платят за ресурсы более двух лет.

Управленцы на стороне жителей

Мои соседи стабильно не платят за услуги управляющей компании – долг составил несколько тысяч рублей. Как это касается меня?

Говорит Оксана Севастюк, член правления НП «СРО «Содействие развития ЖКК»:

– Все средства, которые собирает УК, расходуются на содержание жилья и придомовой территории именно того дома, на чьём лицевом счету собираются средства. Если счёт дома пуст, о каких работах по благоустройству может идти речь? До тех пор, пока каждый не поймёт, что он несёт персональную ответственность перед своими соседями, не будет полностью оплачивать все счета, не начнёт принимать активное участие в делах дома, кардинальных изменений ждать не приходится. Для жизни в комфортных условиях необходимо исполнять определённые законом финансовые обязательства.

Если не платят ресурсникам, то не платят и управляющим компаниям. Как они борются с этим?

– Мы ежедневно занимаемся проблемами задолженности. Если пустить на самотёк или «простить», то размер долга будет только увеличиваться.

Цифра
5 млрд рублей - задолженность жителей региона.
Стимулирующие акции работают прежде всего там, где в доме сформирован хороший актив, где соседи не боятся спрашивать друг у друга о причинах игнорирования оплаты, а также требуют установки счётчиков в квартирах, сдаваемых в аренду. Те, кто вовремя и в полном объёме оплачивает счета, могут рассчитывать на бонусы от компании.

Со службой судебных приставов мы работаем в тесном контакте. Однако опыт других регионов показывает, что можно применять и более жёсткие меры. Например, если дверь не открывают, а дверь при этом очень дорогая, её просто снимают и реализуют как прочее имущество. Для тех домов, где сегодня низкая собираемость, мы рассматриваем возможность отмены ряда услуг, например, сокращения количества уборок.

Отдельную тревогу вызывает тот факт, что 15% наших должников – жители муниципального жилья. Уверена, что требуется более пристальное внимание со стороны администрации города к этому вопросу в условиях острого дефицита квадратных метров для нуждающихся.

Выход есть всегда

Что такое реструктуризация долга, с какого момента ею можно воспользоваться?

​Отвечает Ольга Смиковская, директор по сбыту ОАО «ОмскВодоканал»:

– Когда у потребителя накапливается большой долг, компания вправе подать в суд, и решение будет непременно в нашу пользу. Если потребитель добровольно не исполняет решение суда, работу по взысканию задолженности на основании исполнительного листа ведёт служба судебных приставов. В 2013 году по решению судов с 1 817 физических и 148 юридических лиц было взыскано 77 млн руб. Только за три первых месяца текущего года в суд передано более 700 исковых заявлений.

Однако, если должник всё же стремится к погашению долга, но в силу различных обстоятельств у него нет возможности внести всю сумму сразу, можно заключить соглашение о реструктуризации долга. В документе прописывается график постепенной выплаты задолженности в срок от трёх до девяти месяцев.

Если условия выполняются, то к потребителю не будут применяться судебные санкции. Следует помнить: если жизненные обстоятельства заставляют вас обратиться к государству за помощью в предоставлении субсидии, это невозможно при наличии долга, но если есть договор о его реструктуризации, субсидия обязательно будет оформлена.

В прошлом году только 37 омичей реализовали такую возможность, а в марте 2014 – уже 12 человек. Мы призываем не затягивать с таким решением и обращаться в компанию при долге уже за два-три периода. Мы не идём навстречу тем, кто копил свои долги в течение нескольких лет.

Оформить соглашение о рассрочке долга можно в отделе по работе с населением ОАО «ОмскВодоканал» по адресу: ул. Маяковского, 2. При себе необходимо иметь только паспорт и копию лицевого счёта.

Наша управляющая компания задолжала за холодное водоснабжение и водоотведение миллионы рублей. При этом мы исправно платим по счетам – как быть?

– Такие случаи, к сожалению, не редкость. Это происходит в тех жилищных организациях, которые заключили договор с Водоканалом как юридические лица. Но у жителей есть возможность контролировать жилищников: раз в квартал можно справляться о выполнении обязательств оплаты вашей управляющей компанией перед всеми ресурсоснабжающими компаниями.

Они выдают жилищным организациям акты сверки платежей, в которых фиксируется состояние расчётов. У жителей есть право запрашивать этот документ.

Мы, со своей стороны, подаём в суд на жилищные организации, которые используют собранные с населения деньги не по назначению и являются нашими должниками.

Отключат через два месяца

Я плачу за газ, а мои соседи – нет. Предусмотрено ли хоть какое-то наказание?

Отвечает Сергей Дедов, начальник отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»:

– Сегодня полномочия ресурсоснабжающих компаний расширили, а ответственность потребителей увеличили. Если раньше мы могли отключить должника от сети газоснабжения только спустя три неоплаченных периода (три месяца), предварительно дважды уведомив должника – за 20 и 40 дней, то сегодня это можно сделать уже через два периода. Само количество уведомлений сократилось с двух до одного. Через 20 дней после отправки уведомления мы можем ограничить, а затем и вовсе приостановить поставку газа.

Кто является злостным неплательщиком – неужели только рядовые граждане?

– Общая задолженность составляет 570 млн руб., при этом 240 из них – это долги предприятий ЖКХ. У нас такая же проблема, как и у других ресурсоснабюжающих компаний, – жители платят, а посредники – управляющие компании – нет. Однако это не повсеместное явление. Всего шесть районов области должны большую часть этой сумы – 150 млн: это Нововаршавский, Омский, Русско-Полянский, Таврический, Черлакский и Горьковский районы. При этом из года в год сохраняется одна и та же парадоксальная ситуация. Накопив определённый долг, компании банкротятся, а на их месте тут же возникают новые. Жители заплатили, деньги были, а спросить не с кого.

Отдельным пунктом проходят долги Министерства обороны – за поставки газа на свои объекты оно задолжало уже 19 млн рублей, хотя финансирование у этой структуры федеральное.

УК «ЦентрЖилСервис». Адрес: г. Омск, б. Архитекторов, 3/5. Телефоны: (3812) 75-71-40, (3812) 78-14-18. Адрес сайта: www.cjs-omsk.ru.

ЗАО «Газпром межрегионгаз». Адрес: г. Омск, пр. Королева, 1а. Телефоны: (3812) 65-66-22. Адрес сайта: www.omskregiongaz.ru

ОАО «ОмскВодоканал». Адрес: г. Омск, ул. Маяковского, 2. Многоканальный телефон для справок: (3812) 53-00-11. Адрес сайта: www.omskvodokanal.ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах