С 1992 года омские спортсмены не привозили в родной город с Олимпийских игр золотых медалей. Зато Виталина Бацарашкина с последних Игр из Токио привезла сразу два золота и одно серебро.
24-летняя девушка удивила всех не только победоносным набором медалей, но, в первую очередь, проявлением своих морально-волевых качеств.
Первые эмоции
Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Виталина, вы помните свои первые ощущения, впечатления после побед на Олимпийских играх в Токио?
Виталина Бацарашкина: Там как-то нет времени зацикливаться на своих ощущениях. Нужно очень быстро переодеться, а ты даже этого сделать не можешь, потому что все подбегают, обнимают тебя, поздравляют. Потому нужно сразу же подписать соглашение на анализ на допинг. Потом включаешь телефон, и куча сообщений.
- С переживаниями как справлялись?
- Звонила близким, разговаривала с ними. Жила в стрессе пять дней. Он начался на первом старте, закончился – на последнем.
- Ваши нервы вообще называли железными. Можете поделиться секретом, как сохраняете самообладание?
- Расслабляться там не время и не место. Но и панике я никогда не поддаюсь. Когда вышла на первый старт, подумала, что на Чемпионате Европы я стреляла, и всё нормально получилось, значит, и здесь получится. С такими мыслями и находилась. Я же много раз стреляла – на внутренних соревнованиях, состязаниях международного уровня. Почему здесь что-то должно пойти не так?
Железная леди
- Железные нервы вы считаете своей заслугой, или, может, наследственность свою роль сыграла?
- Во-первых, я этому долго обучалась. Во-вторых, нервное напряжение входит в этот процесс. Хотя и задатки не исключаю. После стольких лет с каждым стартом ты становишься более опытным, в том числе эмоционально.
- Вы считаете это своим преимуществом? Чем вам эта сдержанность помогает?
- Когда опаздываю, я особо не нервничаю. Мне не страшно.
- Ощущаете себя олимпийской чемпионкой? Что изменилось вместе с победами?
- Да, в общем-то, для меня ничего и не изменилось.
- Если отойти от эмоций, то, как вы оцениваете свои результаты Олимпиады в Токио? Насколько для вас виден прогресс с момента первой Олимпиады и первого золота?
- В командных упражнениях мы точно понимали, что можем побороться за медали. Ещё два личных старта стали приятной неожиданностью. Артём в смешанной стрельбе в принципе вытащил нас в матч за золото. Потому что нам так «везло» - 9,9. Это почти как 10, но уже с потерями. Вот таких выстрелов на старте у меня было, наверное, четыре, и Артём своим результатом исправил ситуацию, чтобы мы смогли бороться именно за первое место, а не за четвёртое или пятое.
- И это при том, что у Артёма была травма в прошлом году?
- Да, в этом году он улучшил результат, а в прошлом начались проблемы с плечами. Он долго лечился и восстанавливался, тренировочный график был не плотным.
- Для многих больше всего запомнился момент с электроникой. А для вас?
- На самом деле, в двух личных стартах были такие небольшие оплошности. И это был не сбой электроники, а неправильно поданная команда судей, когда все спортсмены сделали выстрел и опустили пистолеты. У меня было ещё почти 30 секунд, но команды не было. И я подозвала судью. Они долго-долго решали, а дальше вы сами знаете.
А на третьем финале дают команду занять свои позиции, когда ты можешь взять в руки пистолет и прицеливаться. Как раз в эту минуту ведущий что-то рассказывает, объясняет для зрителей. И во время его речи многие – я и другие спортсмены – услышали команду «заряжай». Впереди меня немецкая спортсменка и другие не знали что делать, потому что когда даётся такая команда, нам даётся минута, и мы должны за это время успеть зарядить два магазина.
Затем 15 секунд дают подготовиться, чтобы ты зарядил пистолет и занял позицию. Поэтому мы тоже подозвали судью, и через некоторое время нам сообщили о том, что действительно произошла ошибка, нам дали время и команду позже.
Не позёрство
- Когда всё уже было позади, чего захотелось в первую минуту?
- Самые яркие эмоции после второго старта, когда я нашла кенийскую спортсменку, которая обменялась со мной браслетами. Обычно для такого обмена нам выдают значки, а у них ещё были фенечки на руку, и я такая радостная была, когда, наконец, такой браслет оказался у этой спортсменки. За девять дней до этого все свои уже успели раздать. А так волю сильным эмоциям не даёшь. Как только пошла такая слабина, в следующем старте есть риск уже не собраться. По прошествии всех стартов уже ничего не хотелось. Честно, хотелось поспать.
- Хоккеисты во время празднования победы наполняют кубок шампанским. Что делают стрелки?
- В ствол не нальёшь. Никаких особых традиций нет. Всё банально.
- Много обсуждений было относительно вашей позы. Поясните вашу стойку.
- Вообще нас этому учат. Те, кто считает что-то неправильным – это люди, которые просто сидят и смотрят телевизор. (Она же стоит на рубеже и получает золото, - добавила тренер Виталины. – Ред.). Чем меньше будет напряжённых мышц, которые не задействованы, тем лучше. Потому что в какой-то момент мышца может перенапрячься, устать, расслабиться, и тогда у тебя всё полетит не туда, куда нужно, будет заносить. Поэтому лучше быть в расслабленной, нежели в напряжённой позе. 60 выстрелов вряд ли сможет выдержать одна напряжённая мышца. Плюс у каждого человека своя конституция, тренированность, это достаточно индивидуальный вид. Да и меня так учили. По своей физиологии выбрала оптимальную позу.
- Со сборами в Токио как обстояли дела?
- Сборы проходили в Подмосковье, и за пять дней до отлёта в Токио мы уехали во Владивосток, там у нас была акклиматизация, там мы гуляли, стрельбой не занимались – нет смысла получить перегрузку со сменой часовых поясов. Проходили прессотерапию, массажи, в общем, восстановительные процедуры. И после этого прилетели в Токио. Тренировки были вместе с восстановительными процедурами. Думаю, что мы справились с часовыми поясами грамотно.
- После этой Олимпиады вы готовы к особо пристальному вниманию со стороны публики?
- Для меня это не первая Олимпиада. Тогда тоже внимание аудитории было, может, только не такое пристальное. Поэтому пока считаю, что готова.
Почётная гражданка
- Власти города заявили о том, что хотят дать вам звание почётного гражданина Омска. Как к этому относитесь?
- До прилёта в Омск я об этом и не знала ничего. Но мне приятно, возникает чувство гордости за Омск. Хотя не мне, наверное, решать, кто его достоин…
- Будете получать права, чтобы подаренный автомобиль после этой Олимпиады оставить уже себе?
- Посмотрим, как найду время.
- Вам ещё осталось о чём мечтать?
- Пока хотелось бы отдохнуть. Планы есть, но пока сложно сформулировать, по крайней мере, сейчас, чего именно я хочу. Если говорить о спорте, то этот результат – даже не самый лучший. По квалификации я могу больше. Это можно будет показать в дальнейших стартах.
- Соревнования для вас – это борьба с соперниками или с самой собой?
- Всегда есть момент борьбы с собой. Когда нужно собраться, а тебя тряханули какие-то эмоции. Так что в любом случае ты выворачиваешь наизнанку самого себя, чтобы сделать 20 или 60 выстрелов.
- Про «Ведьмака» расскажите. Не обращались ли к вам создатели за рекламой? Станете их новым лицом?
- Нет, меня просто поздравили, спросили адрес, чтобы прислать мне сувениры на память, не более.
- Об условиях в Токио расскажите. Как принимали спортсменов?
- В первые два дня не было горячей воды, хотя на улице жара +33. В остальном – всё в норме, на высоком уровне – проживание, питание. Интересных историй не было. Знаете, на многих соревнованиях одни и те же тренеры, специалисты, стрелки, как на Чемпионате Европы. В последнем случае даже больше было людей. Из-за пандемии зрителей практически не было. В ушах стояла тишина. Между стартом и финалом было мало времени, его ни на что особо не хватало. По противоэпидемиологическим мерам у них всё тоже самое, что и у нас – маски, антисептики, дистанция. Каждый день сдавали слюну на ПЦР-тест.
Много лет впереди
- За кого-то из наших спортсменов успели поболеть?
- Да, за стрелков. Другие виды спорта посещать запрещено.
- Вы сказали про отдых – как планируете его провести?
- Погулять, поваляться в кровати. Пока нет каких-то конкретных планов.
- Форму после отдыха быстро восстанавливаете?
- Долго затягивать с отдыхом не получится. Официально мне дали на отдых полгода, но приступлю к тренировкам раньше.
- Вы когда-нибудь задумывались, чем можете заняться ещё?
- Не было мыслей заканчивать стрелковую деятельность. Может быть, к тому моменту, когда закончу со спортивной карьерой, хотя собираюсь стрелять до самой пенсии, всё же появятся какие-то новые профессии, которых сейчас и в помине нет. Рассчитываю, что у меня в этом спорте много лет впереди.