Примерное время чтения: 8 минут
20499

Психолог – не хирург, или Как настроить спортсмена на победу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ в Омске № 12 (720) 19/03/2014 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Любой спорт требует хорошей психологической подготовки.
Любой спорт требует хорошей психологической подготовки. / Александра Горбунова / АиФ

Прошедшая Олимпиада показала – для спортивных побед и медалей необходимо быть не только «выше, быстрее и сильнее», но и обладать железными нервами, выдержкой и силой воли. Психология в спорте едва ли не решающий фактор в борьбе за чемпионство.

Жаль только, что в спортивных детско-юношеских школах практика общения подрастающих чемпионов с психологами встречается очень редко. Почему так происходит? Как выбрать для ребёнка вид спорта, исходя из его темперамента? И можно ли любого человека замотивировать на победу? Об этом мы поговорили со Светланой Суприяновой, педагогом-психологом Центра художественной гимнастики.

Извечный стресс

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Светлана, часто бывает, что родители выбирают для ребёнка такой вид спорта, который совершенно не подходит под его характер. Как не ошибиться?

Светлана Суприянова: Спортивную секцию можно подобрать исходя из темперамента ребёнка. Например, импульсивным и эмоциональным холерикам подойдёт бокс, рукопашный бой, где они смогут свою энергию направить в организованное русло. Дети-флегматики отличаются выносливостью, им можно рекомендовать занятия на лыжах, бег на длинные дистанции. Меланхолики вообще редко занимаются спортом, особенно активным, но хорошо дружат с животными. Вариант для таких детей – конный спорт. Терпеливые и работоспособные сангвиники успешно могут заниматься теннисом, гимнастикой. У нас в центре девочки с определённого возраста проходят специальные психодиагностические процедуры, на основании которых мы даем рекомендации родителям. За месяц до соревнований используются специальные психологически техники для снятия тревоги.

– Есть какие-то качества характера, которые со спортом никак не сочетаются? Что мешает добиваться побед?

– Любой минус можно перевести в плюс. Если человек высокотревожный, то ему требуются эмоциональная поддержка, одобрение. Хотя перед соревнованиями должен быть определённый уровень тревожности. Если спортсмен проявляет характер, своенравность, то тренер не должен на него кричать или что-то приказывать. Лучше просто аргументировать, почему нужно выполнить то или иное упражнение. Также нужно поддерживать высокую самооценку и создать условия для проявления независимости. Апатия, вялость или излишняя эмоциональность на пользу не пойдут. Ходила ко мне одна девочка, холерик по темпераменту. Так она обычно ногой открывала дверь в мой кабинет, падала на диван и минут 15 рыдала. Потом вставала, брала подушку, и уходила отдыхать в другую комнату. Такой у неё был своеобразный ритуал.

– А чего дети в спорте больше всего боятся?

– Психолог не хирург, он не может в один момент удалить страх перед соперником или вселить уверенность в победе. Чтобы что-то изменить, необходимо регулярное воздействие в течение определённого периода времени. Бывает, что боятся, когда тренер начинает повышать голос, строго говорить. У одной нашей девочки был страх перед булавами. Но всё это решается на уровне разговоров. Стрессы у детей случаются перед ответственными соревнованиями. Например, когда проходит отбор на чемпионат России, а спортсмен туда не попадает. Это тоже нужно пережить, мобилизовать внутренние ресурсы, потерпеть до следующего года.

Спорт дисциплинирует спортсменов. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Самый нервный вид спорта можете назвать?

– Мне кажется, и в игре в шахматы можно испытать стресс. Это же психика, она гибкая и непредсказуемая. Спортсмен перед любыми стартами находится в стрессовом состоянии.

– Прошедшая Олимпиада показала, что нервы сдают у многих спортсменов. Фальстарт омички Татьяны Бородулиной в шорт-треке списали на это же…

– Знаете, я недавно читала статистику предыдущих Олимпиад и заметила интересную особенность. В составе российской сборной на Игры ездит 1-2 психолога, китайской 30, а американской – 40! Несложно догадаться, на каком это всё уровне в Китае и Америке.

– Так почему же у нас в Омске, да и во всей России спортивных психологов по пальцам пересчитать можно?

Художественная гимнастика - красивый вид спорта. Но за красотой стоят годы тренировок. Фото: АиФ / Николай Кривич

– Одни спортсмены и тренеры имеют негативный опыт общения с психологами, другие думают, что справятся сами. Третьи вообще не признают психологию, как науку. Но у тренера ведь свои задачи – голы, секунды, метры, результаты, балы… Для этого в отношении спортсмена нужна жёсткость, дисциплина. А психолог – своеобразный буфер, который помогает удержаться спортсмену на тонкой грани подготовленности.

Худеем с психологом

– Вы работали и с нашими олимпийскими чемпионками – Евгенией Канаевой и Ксенией Дудкиной. Что помогает им выигрывать и выдерживать сумасшедший спортивный режим?

– Женя редко в Омск приезжала, она в основном занималась на базе в Новогорске. Помню, как она однажды пришла ко мне и рассказывала, как между собой гимнастки в Новогорске общаются. Там важно было не потерять свой внутренний стержень, так как психические нагрузки там очень высокие. Давно это было, году в 2007, ещё до Олимпиады в Пекине и Жениных олимпийских медалей. У Жени огромная сила воли, она уверенная в себе девочка, целеустремлённая. Даже если в душе у неё будет буря эмоций, она никогда этого не покажет. С Ксюшей они похожи по характеру. Ксюша довольно твёрдый, жёсткий человек. При равных условиях на соревнованиях обычно побеждает тот, кто более стрессоустойчив и правильно относится к промежуточным неудачам.

Евгения Канаева. Фото: АиФ / Николай Кривич

– Что касается наших «художниц», то Канаева и Дудкина, наверное, мотивация не столько для детей, сколько для их родителей. Часто случается, что мамы настраивают детей на то, что они обязательно должны стать чемпионками?

– Часто, но это пресекается. Хорошо, если дети хотят стать чемпионками, но девочки, когда получают первую нагрузку, реально оценивают свои силы. Девочки постарше свои амбиции не показывают, а вот малыши часто говорят, например, «Посмотрите, как я красиво носочек тяну! А Женя так тянет?». Хотя, конечно, родители детям голову забивают…

– Замотивировать на победу можно любого человека?

– Любого. Мотивация – один из важных моментов в спорте, хотя, конечно, сильная мотивация может провоцировать страх. Один спортсмен ставит себе задачу – вкалывать 5-10 лет, но к результату обязательно прийти. А есть дети, которых нужно постоянно держать в тонусе, поддерживать их.

– Знаю, что вы работает не только с гимнастками, но даже с боксёрами, фигуристами, бойцами… Разный вид спорта – разная психология?

– Классификаций по видам спорта нет, один и тот же специалист может работать хоть с боксёрами, хоть со скалолазами. Главное разобраться в отдельных моментах конкретного вида спорта, вплоть до сленга, который употребляется в среде спортсменов. Я работала с фигуристами, боксёрами. Был мальчик – рукопашник, у которого после неудачных соревнований вместо стремления к победе появился страх проигрыша. А человеку уже за 20 лет, сформировавшаяся психика, нужно было время, чтобы расположить его к себе, так как многие психотехники построены на активном участии самого спортсмена. Гимнастки часто испытывают психологический дискомфорт из-за того, что не могу похудеть. Наберут лишний вес и начинают стесняться – шорты длинные надевают, в зеркало то и дело на себя смотрят. И с этой задачей можно справиться, используя специальные психотехники. Но нужно быть аккуратными, чтобы стройность не перешла в болезненную худобу. Было в моей практике, что девочки переходили на одно детское питание. Но питание ведь должны быть правильным, ты можешь и булку съесть и не поправиться, но съёсть её в определённое время, а потом сходить на тренировку.

– Напоследок расскажите, зачем всё-таки люди идут в спорт больших достижений? Какие цели преследуют?

– В прошлом году СибГУФК проводил исследование на тему мотивации занятий спортом и потребности детей в спорте. У наших гимнасток на первом месте стояла потребность в самосовершенствовании. Далее шла потребность в достижениях, общественном признании, одобрении со стороны авторитетных лиц. А вот материальное стимулирование, что примечательно, вообще оказалось на последнем месте.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах