Омичи в сложных политических и экономических реалиях ещё сравнительно легко отделались.
Алексей Харин |
Как утверждает Алексей Харин, начальник отдела госветнадзора на госгранице и транспорте Россельхознадзора по Омской области, за три года действия продуктового эмбарго дефицита на рынке удалось легко избежать не только за счёт собственного производства, но и из-за распределения импорта. Так, вместо запрещённой продукции из Норвегии пришла чилийская рыба. И так почти во всех товарных группах, которые в России произвести нельзя.
К тому же Омская область и до санкций в полном объёме обеспечивала себя основными продуктами питания. Будь то молоко, мясо или зерно. Полный ассортимент местной готовой продукции достигает 2,5 тысяч наименований. Производством продуктов питания у нас занимаются около 600 предприятий, подразделений и цехов малой мощности, где занято примерно 23 тысячи человек.
Константин Цыпленков |
«Основные отрасли - это переработка молока, мяса, овощей, в первую очередь картофеля. Производство напитков и хлебобулочных изделий», - говорит Константин Цыпленков, начальник отдела переработки и товарного рынка управления развития животноводства, малых форм хозяйствования, переработки и товарного рынка министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области. – «В нашем регионе можно отметить и положительные, и отрицательные стороны от введённых в 2014 году российских контрсанкций. С одной стороны, для производителей Омской области освобождаются ниши на товарных полках в магазинах. А значит, появилась возможность наращивать объёмы производства. С другой - ситуация привела к не совсем корректному поведению ряда игроков на рынке. Наращивать объёмы производства некоторые стали за счёт выпуска не совсем качественной продукции».
При этом эксперт из министерства предостерегает: санкции введены не навечно. Рано или поздно они будут отменены. Когда это произойдёт, предпринимателям, снизившим требования к себе, вновь будет сложно конкурировать с вернувшимися западными производителями.
Цены огорчают, сети «выдавливают»
К сожалению, растущие объёмы переработки и производства местных брендов не означают для покупателей, что цена на них будет более демократичной.
Эти выросшие расходы нельзя было не заложить в стоимость произведённого товара. Поэтому, как справедливо отмечает Михаил Шелконогов, нужно в первую очередь говорить не о замещении своей продукцией выпавшего импорта, а о замещении своими технологиями зарубежных изобретений.
Другая проблема, о которую словно об стену бьются местные предприниматели, заключается в экспансии федеральных сетей на местный товарный рынок. Для получения разрешения на появление своего продукта на полках трёх крупнейших сетевых игроков рынка нужно обращаться в их головные офисы. Местный менеджмент такие вопросы не решает. Но получить аудиенцию у «большого босса» – это еще пол беды.
Наличие растительного жира по вкусу не определить.
«Большая часть продукции, выпускаемой на территории города, недотягивает до тех конкретных требований, которые предъявляют сети для представления места на своих полках. К тому же у омских производителей часто не впечатляют объёмы выпускаемой продукции. Например, у одного из крупных сетевых брендов в Омске 120 магазинов. Зайти на эту территорию не так-то просто. Поэтому основной сбыт местной продукции приходится на рынки и магазины у дома», - объясняет Михаил Шелконогов.
При этом рынки из-за сетей стремительно теряют свою популярность. Если ещё 9 лет назад 11-12% реализуемой продукции продавалось на рынках и ярмарках, то сегодня только 1%. Но правительство региона и местные власти заинтересованы, чтобы они продолжали работать и могли приютить небольших местных производителей.
Качество бывает разным
Владимир Кулешов |
При этом и на рынках, и в сетевых магазинах, и в общепите можно наткнуться на некачественный продукт. Владимир Кулешов, председатель омской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Ревизор», рассказывает о вопиющих случаях фальсификации продовольственных товаров:
«Я обратился к поставщикам мяса, сказал, что хочу купить мясо для беляшей и чебуреков. Мне ответили, что есть вариант по цене 50 рублей за килограмм, а если за наличку - то ещё дешевле. В эту массу входит 30-40% мяса, нутряный жир, кости и шкуры. А потом из этого состава людям готовят пирожки. Есть истории и про молоко. В Саргатском районе заезжает к фермеру молоковоз. Грузит 1,5 тонны молока. Потом едет в гараж, льёт еще 1,5 тонны воды, добавляет пальмовое масло. Пока мчит до молокозавода, смесь в кузове становится однородной».
Марина Бойко |
Не случайно, по данным Марины Бойко, заместителя начальника отдела по надзору за условиями воспитания, обучения и питанием населения Роспотребнадзора по Омской области, подавляющее большинство выявленной фальсифицированной продукции – это масло и молочные продукты. За нарушение требований техрегламентов при производстве и реализации молока и молочной продукции управлением было составлено 292 протокола. На общую сумму 11 млн рублей.
«Проблема заключается в том, что люди, прийдя в магазин, не могут отличить поддельную продукцию от настоящей. Ни сухое молоко, ни растительный жир определить по вкусу невозможно. И цена продукта совершенно не говорит о его качестве. В частности, огорчает, что производитель не указывает на этикетке, что использует при производстве растительные жиры. В таком случае он не может назвать продукт маслом, а должен писать, что это спред», - говорит Марина Бойко.
При этом, по сведениям Роспотребнадзора, в 2016 году удельный вес нестандартных проб по санитарно-химическим и физико-химическим показателям в целом по Омской области составил 1,8. Это достаточно низкий показатель и значительно ниже среднего по стране в прошлом году. Ухудшение показателей произошло в группе хлебобулочных изделий, зато улучшились качественные значения практически по всем группам пищевых продуктов: это мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыбные, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, растительные продукты.
Лучше стали выявлять
Омичей пугает, что в СМИ и у надзорных органов всё чаще появляются сообщения о выявлении фальсификата. Алексей Харин спешит успокоить население: подделок не стало больше, просто сотрудники ведомства с каждым годом всё лучше их выявляют и вовремя утилизируют. Серьезно растёт уровень лаборатории, федеральный Россельхознадзор ежегодно выделяет значительное финансирование на федеральный мониторинг, появляются новейшие методики.
«Если говорить о лабораторном контроле и работе с фальсификатом, то мы проводим её на всех направлениях: на границе, на транспорте, на всех этапах оборота продукции. Вообще, нужно понимать, что вероятность встретить фальсификат продукции животного происхождения импортного или отечественного производства примерно одинаковая. То же самое с соотношением иногородней и омской продукции, - отмечает Алексей Харин. - В прошлом году мы отобрали 1850 проб сырья животного происхождения. И из них в 135 пробах выявили отклонение. За прошлый год было утилизировано 33 тонны продукции животного происхождения. Не стоит думать, что мы бездумно спешим всё уничтожить: то, что мы можем пустить на переработку, стараемся спасти. Был случай, когда на одно крупное предприятие в Омске поступил сыр для плавления с определёнными проблемами. Мы разрешили его использовать после проведения термической обработки.
При этом специалисты Россельхознадзора сетуют, что их часто ругают за уничтожение санкционного товара. Многие общественники предлагают отдавать его малоимущим или в приют для животных. Как рассказывает представитель надзорного органа, у людей, пытающихся ввезти на территорию России «санкционку», как правило, нет на неё никаких документов, а значит, и гарантии, что, например, ввозимое мясо окажется безопасным.
«Экспертизу мы провести можем, но установить все недостатки, которые могут быть в продукте, нереально. Это касается не только «санкционки», но и любой пищевой продукции без сопроводительных бумаг. Был случай, когда фермер вёз на продажу две говяжьи туши. На них не было клейм и признаков санветэкспертизы. Мы вынуждены утилизировать такое мясо. Даже если видим, что оно свежее. Отсутствие бумаг говорит о том, что человек не показывал ветврачу скот до убоя. А сибирскую язву и ещё кучу инфекций не так-то легко определить лабораторными методами. К тому же если фермер экономит на осмотре, высока вероятность, что он сэкономил и на прививках скоту, на обработке помещений. А вдруг у животного была температура и поэтому его решили заколоть? Это серьёзная ответственность», - уверяет Алексей Харин.
Здоровый продукт - в руки потребителю
Куриное мясо и яйцо - одни из самых востребованных продуктов на обеденном столе россиян. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наши сограждане ревностно следят за качеством приобретаемого товара и стараются выбрать производителя, который не обманет их ожидания.
Денис Педос |
Настоящие профессионалы могут предложить постоянным потребителям безопасный продукт, полезный для их здоровья. Об этом «АиФ в Омске» рассказал Денис Педос, коммерческий директор птицефабрики «Иртышская», которая является самым крупным производителем яйца в нашей области.
- Как производителю удаётся гарантировать высокие качественные свойства яиц или куриного мяса?
- «Иртышская» для повышения безопасности и вкусовых качеств продукции полностью вывела из рациона кормления белок животного происхождения. Зато мы обогащаем корма минералами и витаминами. Не используем стимуляторы роста. Качество продукции ЗАО «Иртышское» гарантирует и высококвалифицированный ветеринарный уход, и внедрённая на предприятии международная система качества, и две лаборатории, исследующие входящее сырьё и конечный продукт.
60% ЯИЦ ПТИЦЕФАБРИКИ ОМИЧИ ПОКУПАЮТ В ДЕНЬ СНЕСЕНИЯ
- У покупателя нет возможности провести лабораторное исследование приобретаемого товара, но он хочет быть уверенным в его качестве…
- Яйцо - уникальный продукт, его практически невозможно подделать. 60% наших яиц омичи покупают в день снесения благодаря технологии «Первые руки - руки покупателя». Автоматика сама доставляет яйцо на производство, взвешивает, калибрует по ГОСТу в зависимости от категории. Влияние человеческого фактора минимально. Исключается и возможность подделки: наша маркировка достаточно броская, её потребитель хорошо знает и при выборе не ошибётся. Маловероятно и то, что потребитель купит в магазине несвежий продукт.
Яйцо, произведённое в регионе, будет храниться дольше привозного, например, из другой области.
- Сторонникам здорового рациона наверняка стоит обратить внимание на кладезь полезных микроэлементов, я имею в виду перепелиные яйца.
- Действительно, этот продукт я бы назвал «ампулами здоровья». Проводились научные исследования, которые пришли к выводу, что приём перепелиных яиц позволяет снизить число случаев ОРЗ у часто болеющих детей в 5 раз. Они также положительно влияют на умственные способности человека, обладают тонизирующими свойствами.
Производитель отвечает за всё!
Проблемой для производителей часто оказывается достоверность лабораторных проверок.
Наталья Иванова, заведующая производством АО «Любинский молочноконсервный комбинат»:
Наталья Иванова |
- Да, действительно, в последнее время увеличилось количество проводимых проверок на разном уровне. К слову, в прошедшем 2016 году на предприятии было проведено более 20 плановых и внеплановых проверок. Участились случаи исследований нашей продукции в регионах. С одной стороны, это хорошо, дисциплинирует, но с другой - стало больше случаев некорректных исследований: то применяются не те методики, то протоколы заполняются неверно. Мы, конечно всегда оспариваем такие случаи, но репутация уже подпорчена. Доходит до смешного: сдаём одну и ту же партию в разные лаборатории и получаем совершенно разные результаты. И это большая проблема - достоверность лабораторных результатов, ведь при желании так можно «убить» любое предприятие. Встречаются случаи переклейки этикеток - особенно часто подобные истории происходят на Дальнем Востоке.
Следующий аспект. Ни для кого не секрет, что Любинский завод на протяжении более чем 75-летней истории производил и производит высококачественную продукцию. Но качество не может стоить дёшево. В итоге нашему продукту не так-то просто конкурировать на полках в продуктовых сетях, так скажем, с не совсем чистыми на руку производителями. Мы способны организовать регулярность поставок продукции в магазины, но часто не проходим по цене. Получается замкнутый круг: завод вырабатывает качественный продукт, у предприятия есть мощности для увеличения производства, но куда мы будем реализовывать произведённые молоко, масло или сгущёнку?
20 ПРОВЕРОК ПРОШЛО НА ПРЕДПРИЯТИИ В 2016 ГОДУ.
Да, сегодня у нас ведутся работы по выводу цельномолочной продукции на рынок Новосибирской и Тюменской области, но, конечно, нам проще и интереснее было бы реализовать эти планы в Омске. Также приходилось сталкиваться и с некорректным отношением администрации магазинов к производителям. Наши специалисты, которые занимаются взаимодействием с торговлей, отмечали случаи, когда в летнее время молоко часами ждало своего часа на улице и его не заносили в холодильник. К сожалению, и на товарных полках очень часто выявляются нарушения температурного режима. И это в 30-градусную жару. Неудивительно, что летом растёт количество жалоб на повышенную кислотность молока. А в итоге за качество продукта всё равно ответить должен производитель.
Реклама