Около двух лет Людмила Бакланова является старшей в многоэтажке по улице 50 лет Профсоюзов, точнее, в наше время это правильно называется «уполномоченный представитель собственников жилья». За это время женщине удалось сделать практически невозможное: победить в коммунальных войнах, превратить двор в образцово-показательный и доказать жильцам, что чистота места, где мы живём, зависит только от нас самих.
Там не горит…
- Людмила Александровна, все жалуются, что собственники домов неактивные, на общие собрания их никакими пряниками не заманишь… Вам удалось этот стереотип сломать?
- Пока не удалось. Если просто повесить на информационных досках объявление о том, что назначено общее собрание жителей, то на него из 300 квартир придут человек 40. Но это же мало! Для кворума надо присутствие более 50% собственников. Мне приходится в каждую квартиру заходить и напоминать, что нельзя игнорировать жизнь дома. Почему люди такие неинициативные? Я не могу сказать, что это только равнодушие. Скорее, занятость и мысль о том, что, если они платят деньги, им всё должны делать и так, остальные проблемы их не волнуют. Как и везде, самые ответственные - старшее поколение. Только получат пенсию - сразу бегут коммуналку оплачивать. А обеспеченная молодёжь долги копит.
- У вас почему за коммуналку так душа болит? Вы же обычная женщина, зачем вам тратить силы и время на решение не ваших проблем?
- Я особо не интересовалась коммунальной сферой до того момента, как мы с семьёй четыре года назад не переехали в новостройку. Думали, что в новом доме проблем не должно быть вообще, но недоделок и брака хватало: не горит свет в подъезде, канализация не работает, затопило... В итоге я пошла в «Школу управдома», поучилась, посмотрела на бабушек, которым за 70 лет, а у них столько энергии и планов, что диву даёшься. Вот и я решила найти общий язык с УК, потому что вопросов было много, есть они и сейчас. Например, тариф большой - общегородской, работы в новостройке для УК меньше, куда уходят наши денежки? Стала требовать отчётности от УК, контролировать процессы распределения средств собственников, в итоге жители выбрали старшей. Я просто не хотела, чтобы новый дом ветшал и разрушался.
- У вас не возникает проблем с тем, что УК не говорят, куда уходят деньги? А то омичи жалуются, что не от всех коммунальщиков этого можно добиться.
- Каждая УК имеет сайт, где есть эта информация. В соответствии с 731-м постановлением правительства о раскрытии информации, вся структура тарифа должна построчно расписываться, выкладываются отчёты о расходовании средств, так что с этим проблем нет. 20% от запланированных средств жителей управляющая организация сразу забирает себе за процесс управления домом, а оставшиеся идут на содержание и текущий ремонт.
- А как проверить соответствие реальности выставляемых сумм? Насколько много в мире ЖКХ, на ваш взгляд, обмана?
- Много. Это прежде всего завышение цен на жилищную услугу в целом и смет на текущий ремонт в частности. Жителей, подкованных в вопросах ЖКХ, единицы. Поэтому в основном все собственники платят те суммы, которые выставляют в квитанциях коммунальщики и УК, и ничего не проверяют, не требуют отчёта. Хотя часто ОДН и расходы на текущий ремонт завышены. Но есть рычаги, с помощью которых можно контролировать и ставить на место УК. Это мы им нужны, это они существуют на деньги жителей, а не наоборот! Если собственников что-то не устраивает - обращайтесь в Госжилинспекцию.
Но здесь тоже две стороны медали. Например, мы зимой жаловались на плохую уборку снега. С инспекции к нам во двор пришли с проверкой, но УК была предупреждена и подготовилась. Потом нам приходит ответ, что нарушений со стороны УК нет, обслуживают они хорошо! А козырёк у подъезда упавшим снегом повреждён, ремонт которого обошёлся жителям в 25 тыс. руб. Получилось, что управляющая компания «в шоколаде», а жители в убытке.
Ещё я считаю, что неправильно, когда жилинспекция выписывает УК штрафы за некачественную работу, которые впоследствии оплачиваются из денег собственников, и даже не из тех 20%, что УК забирает на зарплаты учредителей, а из оставшихся и не пошедших на нужды дома. А нужно рублём наказывать конкретного директора за плохую работу и неудовлетворительное обслуживание дома.
Кто сломал?
- Видеонаблюдение во дворе - действенная мера в борьбе за чистоту и порядок?
- Да. Например, недавно у нас калитка во дворе оказалась сломанной. Я посмотрела видеозапись, нашла человека, кто это сделал. Говорю, что ремонт калитки обошёлся в 2 тыс. руб., так что давайте для благо-
устройства двора что-нибудь приобретайте. Собственник согласился. Вижу, как люди не доносят мусор до контейнеров, выбрасывают пакеты с отходами в урну возле подъезда. Спрашиваю, почему они это делают. Говорят, что торопятся, но больше не будут. Я часто жильцам говорю: «Я вас всех вижу!» (Смеётся.)
- Почему, на ваш взгляд, на ЖКХ в стране столько жалоб?
- Это удивительно, почему прибыльная отрасль вдруг стала убыточной, а муниципальные предприятия ЖКО все разом разорились. Она ведь прибыльная во всём мире! Не каждая отрасль закладывает себе рентабельность в размере 20%. Суммы собираются с населения колоссальные, а дома в удручающем состоянии. Поэтому мне кажется, что только ТСЖ могут добиться реального процветания и сохранения домов. Главное, чтобы председатель был с головой и чистый на руку.