2021-й назван в России годом науки и технологий. В календарь войдут мероприятия разного формата и направленности, а главный акцент решено сделать на поддержке юных и молодых исследователей.
Учёные-практики, представители инновационного бизнеса и руководители высокотехнологичных производств стали говорить: пора воспитывать новое поколение лидеров в науке. Как это сделать, знают в учреждении дополнительного образования «Омская областная станция юных техников». Корреспондент «АиФ в Омске» встретилась с его директором Риммой Дудаковой.
Плюс кванториум
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Римма Ивановна, нам показалось правильным начать разговор в Год науки и технологий именно с детей, с воспитания и образования. Расскажите о станции и направлениях развития. С какого года существует учреждение?
Римма Дудакова: Омская областная станция ведёт своё начало с 1969 года. Мы отметили полувековой юбилей, а после него станция начала разительно меняться. Востребовано наше традиционное направление - начальное техническое конструирование. Именно на этих занятиях ребята совершают свои первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию технических макетов и моделей. Есть авиамодельная и автомодельная лаборатории, клуб спортсменов-картингистов, занимаются дети радиоконструированием и робототехникой, судомоделизмом, фотоделом и анимацией.
В 2018 году в Омской области в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Доступное дополнительное образование для омских детей» открылся центр развития креативности детей и молодёжи «Технопарк», в 2019 году - реализация федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» - открытие детского технопарка «Кванториум», в 2020-м - мобильного технопарка «Кванториум».
- Что такое кванториум? Чему там обучаются дети?
- Это площадка, оснащённая современным высокотехнологичным оборудованием, а также уникальным программным обеспечением, которое позволяет решать широчайший спектр задач: от проектирования 3D-моделей до создания настоящих прототипов своих изобретений.
Каждая территория, каждый субъект Российской Федерации выбирает для себя те направления, которые востребованы в их регионе. Омский технопарк «Кванториум» представляет следующие направления: аэроквантум, биоквантум, энерджиквантум, IT-квантум и цех межквантумной работы «Хайтек».
- У ребят из космоквантума есть возможность общаться с настоящими космонавтами. Что это за занятия?
- Космические уроки - образовательный проект. Его ключевой и самый завораживающий для ребят момент - участие экипажа Международной космической станции. Космос, чтобы ни говорили, по-прежнему интересен, а космонавтика обладает особым авторитетом в обществе. Кстати, в 2021 году мы будем отмечать 60-летие первого полёта человека в космос. Юрий Гагарин был и остаётся для многих поколений настоящим героем.
Цель, которой мы в итоге хотим добиться, - объяснить, что наука может быть нескучной, а научно-техническое творчество не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Кстати, команда наших ребят из космоквантума прошла заочный этап кванториады - это научно-инженерные соревнования и главное мероприятие для нашей сети - и вышла в финал, заняв третье место. Под руководством наставника Варвара Евдокимова, Константин Джабаров и Егор Колодин работали над проектом малогабаритной складной душевой системы с возможностью применения в условиях гравитации.
Равные условия
- Как отбирают преподавателей для таких дисциплин? Каким основным критериям они должны соответствовать?
- Как попасть в кванториум?
- Это учреждение дополнительного образования и посещать его можно абсолютно всем, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся - дети 10-18 лет, в каждом квантуме ребята определённого возраста, которые уже изучают физику, информатику, биологию.
Порядок зачисления детей обычный. Если на обучение попасть не удалось - можно принимать участие в мероприятиях нашей сети. Их множество: от дней открытых дверей до мастер-классов и лекций преподавателей. В городе Омске и Омской области мы заключили соглашения о сетевом взаимодействии с 11 школами.
- Расскажите о мобильном техно парке «Кванториум». По какому принципу он работает?
-Мобильный технопарк «Кванториум» представляет собой передвижной автомобильный комплекс, оснащённый высокотехнологичным оборудованием. Он создан, чтобы обеспечить равный доступ школьникам из сельских и удалённых территорий Омской области в реализации научнотехнического интереса детей. Мы планируем проехать по шести пилотным агломерациям Омской области. Это Азовский, Калачинский, Кормиловский, Любинский, Марьяновский и Черлакский районы. За весь учебный год мобильный технопарк «Кванториум» побывает в каждом из них трижды. Длительность образовательной сессии в каждом учебном заведении составит 14 дней, а между сессиями ребята продолжат обучение дистанционно.
- А как же «Точки роста», которые открыли в образовательных учреждениях муниципальных районов Омской области?
- Мы стараемся бывать в тех школах, где нет «Точек роста», чтобы большее количество ребят узнало о новых технологиях не виртуально, а на практике.
В экспертах – инженеры-практики
- Кванториум развивается быстрыми темпами и получает большой положительный отклик от детей, родителей, педагогов. А как к этому относятся вузы и, собственно, сами производственники?
- Детский технопарк «Кванториум» выступает площадкой ранней профориентации школьников. Выбирая для себя направление обучения, погружаясь в инженерный мир, ребята более подробно изучают определённую сферу, делают первые профессиональные пробы (так как оборудование технопарка «Кванториум» приближено к производственному).
- Есть ли в муниципальных районах станции, подобные вашей?
- Подобных, конечно, нет. Есть небольшие, с тремя-пятью направлениями в Исилькульском, Знаменском, Тюкалинском, Тарском районах. Мы являемся ресурсным центром для учреждений технической направленности, помогаем методически. Они являются активными участниками всех региональных мероприятий, проводимых областной станцией юных техников.
- От чего зависит развитие технического направления? От кадров, сложившейся среды, востребованности специальности?
- Как в любом направлении, чтобы дело жило, нужен человек, который сам увлечён и способен зажечь, вдохновить. Вокруг такого сплачивается коллектив, и он имеет востребованность в современном мире.
- Ранняя профориентация изначально была целью создания станций юных техников. Но перед Новым годом вы получили мобильный комплекс, который будет учить школьников правилам дорожного движения. Это что за грань вашей работы?
- Наша задача - снизить детский травматизм на дорогах. Мы с младших классов начинаем воспитывать новое поколение, отлично знающее Правила дорожного движения. Мобильный комплекс на колёсах помогает прекрасно закреплять знания.
- Это аналог детских автогородков? Их создавали на пришкольной территории несколько лет назад.
- Да, принцип тот же. Мобильный комплекс предназначен для моделирования дорожных ситуаций и обучения правилам поведения на дороге в условиях, максимально приближенных к реальным. Это интерактивное мероприятие, в котором используются все элементы городской дорожной среды - светофоры, знаки, «зеб ра» и т. д. Используем велосипеды, самокаты.
Мобильный комплекс сможет добраться до любой школы, детского сада Омской области. И мы надеемся, что ребята, которые пройдут обучение, будут грамотнее в вопросах ПДД. Безопасность должна стать нормой нашей повседневной жизни.