29 октября в Международном пресс-центре МКР-медиа состоялся круглый стол, посвящённый вопросам соцстрахования граждан и получения социальных услуг в электронном виде.
Организаторы мероприятия – Омское региональное отделение ФСС и редакция «АиФ в Омске».
В Омской области успешно реализуются проекты Фонда: прямые выплаты пособий, электронный листок нетрудоспособности, электронный документооборот, открытый контракт, информирования страхователей, социальный навигатор и другие.
Для инвалидов и омичей, пострадавших на производстве, доступны социальные персональные информационные навигаторы, для граждан льготных категорий - электронные талоны на проезд железнодорожным транспортом.
Под влиянием пандемии
«В связи с пандемией перед Фондом встала задача сделать доступным для жителей Омской области получение услуг в электронном виде. Дистанционная работа прочно вошла в нашу жизнь. Фонд за девять месяцев 2020 года оказал 159 тысяч государственных услуг, из них 130 тысяч – в электронном виде, то есть 81%», – рассказал управляющий Омским региональным отделением ФСС России Александр Лось.
В отделении Фонда социального страхования зарегистрировано 45,6 тыс. предприятий, количество застрахованных (то есть работающих омичей) - 530 тыс. человек, из них 126,2 тысячи заняты на вредном производстве. Люди застрахованы на случай утраты заработка при наступлении временной нетрудоспособности, профзаболевания, рождения детей и ухода за ними. Проект «Прямые выплаты», который успешно реализуется на территории Омской области с 1 июля 2017 года, позволяет перечислять социальные пособия напрямую работникам на их лицевые счета, в том числе на платёжную карту «Мир». Преимуществом проекта является гарантированное обеспечение застрахованных граждан пособиями, независимо от финансового состояния предприятия, даже в условиях остановки производственной деятельности все выплаты социальных пособий отделение Фонда перечисляет своевременно.
Так, в 2019 году выплаты по фактам несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 710,9 млн руб., в 2020 году прогнозируется увеличение до 842,2 млн руб.
По случаям временной нетрудоспособности и в связи с материнством фонд в 2019 году выплатил пособий на сумму 5 млрд руб., в 2020-м ожидаются расходы в размере 7 миллиардов. Увеличение расходов связано с ростом количества выплат по временной нетрудоспособности, вырос размер пособия, также в период весеннего обострения коронавирусной инфекции оформлялись листки нетрудоспособности гражданам, вернувшимся из-за границы, и работающим омичам в возрасте 65 лет и старше, которые тоже должны были соблюдать режим самоизоляции.
По решению правительства Российской Федерации для снижения финансовой нагрузки на работодателей и противодействия распространению в трудовых коллективах коронавирусной инфекции для этих категорий граждан был разработан механизм упрощённой дистанционной выдачи больничных, и получения выплат напрямую из Фонда.
Сейчас, в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки на территории региона, застрахованным гражданам при заболевании не нужно ходить в лечебные учреждения для оформления листка нетрудоспособности. Врач после осмотра на дому может самостоятельно оформить электронный больничный лист. К слову, сейчас 73% из 505 тыс. листков нетрудоспособности выдано в электронном формате.
«Людям стало проще. Сотруднику компании всего лишь нужно сообщить своему работодателю номер электронного листка нетрудоспособности, работодатель подаст сведения в ФСС, а фонд перечислит выплату пособия на банковский счет работника, либо отправит почтовым переводом, – отметил Александр Лось. – В перспективе работнику не нужно будет сообщать работодателю номер больничного, оперативные данные по случаям заболеваемости для расчёта пособий, при согласии работника, будут поступать в базы данных работодателя и фонда в автоматическом режиме».
С целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.июня 2020г. № 365н внесены изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждённые Минтрудом России от 10 декабря 2012 г. № 580н.
Предусмотрены дополнительные позиции на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции:
- приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания;
- приобретение дезинфицирующих средств, дозирующих устройств, рециркуляторов воздуха, оборудования для бесконтактного контроля температуры тела работника;
- проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
В 2020 году 974 страхователям выданы разрешения на использование до 30% страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников на сумму 104473,5 тыс. руб., в том числе на дополнительные вышеуказанные пункты почти 15 млн. руб.
Из вышеназванной суммы направлено 34 млн. руб. на приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, на специальную оценку условий почти 9 млн. руб., на санаторно-курортное лечение работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами 8.8 млн. руб.), на обучение по охране труда 0,5 млн руб., на проведение обязательных периодических медосмотров (обследований) работников направлено 32,8 млн руб.
Онлайн навсегда
Фонд внедрил несколько эффективных социальных сервисов. Один из них - информационная СМС-рассылка на мобильные телефоны страхователей. Как рассказал помощник управляющего Омским отделением ФСС России Владимир Кузнецов, с помощью этого сервиса Фонд доводит информацию об изменениях в законодательстве, о сдаче отчётности, собираемости страховых взносов, недоимках по взносам, изменению реквизитов и пр. «С 16 июля 2018 года омское отделение ФСС приступило к такой массовой рассылке. С 2020 года мы разослали 94137 таких оповещений. Проект позволил снизить объём недоимок на 4,5%, – отметил Владимир Кузнецов. – Помимо СМС-информирования были созданы СМС-опросы по техническим средствам реабилитации для людей, пострадавших от несчастного случая на производстве, и граждан-инвалидов. Опросы проводятся постоянно и позволяют сотрудникам ФСС делать выводы о том, насколько приобретаемые Фондом технические средства соответствуют запросам инвалидов».
«Социальный навигатор» - проект, набирающий популярность. Это приложение, которое устанавливается на мобильный телефон и работает в режиме 24/7. В нём доступны все услуги ФСС. Сервис скоррелирован с порталом госуслуг, поэтому, если человек изменяет свои данные в личном кабинете портала, они тут же отражаются в «Социальном навигаторе». В приложении можно получить всю информацию по больничному листу, оформить заявку на техническое средство, посмотреть программы реабилитации, отследить свою очередь на санаторно-курортное лечение, посмотреть пособия, выплаты, направить обращение в Фонд и многое другое.
Новая особенность «Социального навигатора» - геолокационная система, с помощью которой можно определить расположение социально значимых объектов в шаговой доступности.
В России сейчас уделяется особое внимание внедрению инновационных программ по предоставлению услуг и социальной поддержке инвалидов. Один из таких сервисов – электронный талон на проезд РЖД. Как рассказала начальник отдела социальных программ Омского регионального отделения ФСС России Елена Горст, участниками проекта становятся граждане льготных категорий, обратившиеся за получением талона на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а также имеющие направления к месту реабилитации, выданные региональным минздравом. Электронный талон даёт возможность самостоятельно с помощью интернет-ресурсов и сервисов РЖД выбирать поезда, проходить онлайн-регистрацию, приобретать билеты.
«В 2019 году бесплатным проездом воспользовались 1682 человека, для этого фонд выдал 4184 талона на проезд, из них электронных 3800. На сегодняшний день выдача электронных талонов осуществляется всеми филиалами омского отделения ФСС. Талон на проезд выдаётся в день обращения гражданина», – рассказала Елена Горст.
Ещё один инновационный сервис – социальный персональный информационный навигатор (СОЦПИН) для детей-инвалидов. Он даёт возможность выбирать способ информирования, сроки и порядок доставки технических средств реабилитации. В проекте сейчас принимает участие 727 детей-инвалидов и их представителей. Люди сами выбирают наиболее удобный для них способ информирования: СМС, электронная почта, городской или мобильный телефон, почтовые отправления или портал госуслуг. Самый популярный способ оповещения у родителей детей-инвалидов – электронная почта. Из общего количества поданных заявлений на замену технических средств реабилитации исполнено 94% заявок.
Одна из обязанностей фонда – обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и санаторно-курортным лечением. Так, на учёте в омском ФСС зарегистрировано свыше 30 тыс. заявлений на получение данных услуг. Ежегодно поставляется 5 млн технических средств, а в 2020 году было приобретено 2400 путёвок в санатории для льготной категории граждан.
Что касается обеспечения ТСР, как рассказала заведующая медицинским отделом омского филиала ФГУП «Московское ПРОП» Минтруда России Любовь Терехова, чтобы упростить процедуру оформления документов для получения протезно-ортопедических изделий был организован процесс взаимодействия с ФСС. Сейчас любой пациент может подать заявление на обеспечение изделиями непосредственно на протезно-ортопедическом предприятии. Кроме этого заявку можно подать на портале госуслуг и в МФЦ. Это ускоряет получение услуги, а также сокращает скопление людей в очередях. К маломобильным гражданам сотрудники предприятия выезжают на дом.
Большую помощь с сурдопереводом получают члены общества глухих по госконтракту, заключённому отделением ФСС. Как отметила председатель омского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» Елена Рожковская, электронная связь с сурдопереводчиками, помогает оформить покупки, быстро решить определенные вопросы.
В период пандемии остро встал вопрос, как будет происходить подача заявлений на оформление и продление инвалидности. ФСС здесь тесно сотрудничает с бюро медико-социальной экспертизы. По распоряжению правительства гражданам, имеющим инвалидность, она продляется на полгода без прохождения освидетельствования в бюро МСЭ.
«С 1 марта 2020 года МСЭ проводится исключительно заочно. Если к нам впервые приходят граждане с направлением на МСЭ, экспертиза также проводится заочно. Инвалидам автоматически на полгода продляется группа инвалидности. Предполагалось, что такой режим работы продлится до 1 октября, но было принято решение о его продлении до 1 марта 2021 года. Программа реабилитации передаётся в электронном виде. Данные об исполненных мероприятиях мы получаем от ФСС. Что касается пострадавших на производстве, то происходит их освидетельствование, составляется программа реабилитации, данные поступают в ФСС. Даже если программа реабилитации закончилась в период с 1 марта по 1 сентября, то она продлевается на полгода, а потом ещё на полгода, до 1 марта 2021-го», – сказала заместитель руководителя главного бюро МСЭ по Омской области Наталья Снитко.
Всё прозрачно
Чтобы у людей не возникало лишних вопросов о стоимости расходных материалов, технических средств, специализированных услуг, фонд реализует антикоррупционный проект «Открытый контракт». Граждане могут в режиме онлайн отслеживать движение бюджетных средств по закупкам фонда. «Ежегодно ФСС приобретает за счёт бюджетных средств десятки тысяч изделий: ходунков, инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, тростей, опор и прочее, бесплатно передаёт их инвалидам и застрахованным лицам, имеющим право на получение этих технических средств. Также можно отследить закупку льготных путёвок в санатории, – отметил Владимир Кузнецов. – Чтобы проконтролировать движение средств, не нужно никуда идти, достаточно просто посмотреть на сайте ФСС. Там располагаются проекты по госконтрактам, по которым можно высказать свои предложения, сделать замечания.
В скором времени должен заработать новый проект «Электронный сертификат». «Документ позволит оперативно получать меры соцподдержки, расширит выбор организаций, в которых можно будет приобрести ТСР, выбрать техническое средство с учётом личной потребности и дать возможность доплатить за товар с лучшими потребительскими характеристиками», – отметила Елена Горст. Планируется, что электронный сертификат можно будет использовать в любом магазине, сумма компенсации на товар будет привязана к карте «Мир».