В годы войны омский «Полёт» выпустил около 3800 самолетов разных марок и модификаций. Здесь в тылу трудились великие люди: каждый из них ковал победу на станках и в цехах.
Как всё начиналось?
«Днём рождения завода считается 24 июля 1941 года. Он образовался на базе московских авиазаводов №156 и №81, а также конструкторского бюро Туполева. Первый самолет ТУ-2 выпустили в декабре 1941 года: собирали его из деталей и запчастей, привезённых с эвакуированных заводов. В то время конструкторское бюро возглавлял знаменитый Андрей Николаевич Туполев, по его рекомендации освободили и Сергея Павловича Королёва, отбывавшего срок по делу Тухачевского. Он стал работал в механическом цехе, в службе подготовке производства», – вспоминает ветеран предприятия Александр Григорьевич Савченко.
К 1942 году было выпущено уже 80 бомбардировщиков ТУ-2. Всего их изготовили 80. Местные самолёты участвовали во всех крупнейших битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. На омских ЯК-9 (их здесь выпустили 2203!) сражались французские летчики из прославленного полка «Нормандия-Неман»
Память – всё, что есть
На территории «Полёта» всё, как 70 с лишним лет назад: кирпичные советские постройки и трубы. Всё под налётом возраста и с оттенками ржавчины. Напротив корпуса завода, где собирали первый ТУ-2, есть мемориал. Ему много лет. Ёще в 1980 году ветераны завода выступили инициаторами и, заручившись поддержкой семей военнослужащих, возвели стелу, высекли имена на памятниках.
Елена Андреевна Колодько, председатель совета ветеранов, в тысячный раз рассматривает мемориал. У неё дрожит голос – говорить мешает подступающий к горлу комок. Об этом сложно без волнения.
«Мы называем это место святым. Эти люди, 123 человека, работники «Полета», которые уехали на фронт и не вернулись. Мы собираемся здесь каждый год, 9 мая. Вспоминаем погибших и тех, кто трудился здесь всю войну и до пенсии».
Командировка длиною в жизнь
Больше 18 тыс. работников и членов их семей были эвакуированы сюда в начале Великой Отечественной войны. С собой разрешалось брать не более 50 кг груза на человека, тёплая одежда и обувь остались в Москве. Люди собирались в командировку, но она затянулась на всю оставшуюся жизнь.
Эшелоны разгружались на «пустом месте»: здесь, в Омске, не было ни жилья, ни рабочего места. Эвакуированных распределяли по общежитиям, клубам, актовым залам, потом начали строить бараки, на месте которых сейчас – стадион «Юность». Под открытым небом выгружали станки, на которых работали молодые 14-16-летние мальчишки.
Было много детей. Они, полуголодные и беспризорные, слонялись по улицам и неясно было, чем занимались, пока родители заступали в очередную 12-часовую смену. Для тех, кто постарше, с дисциплиной было строго.
Елена Андреевна рассказывает: «Во время войны мальчишки убегали отсюда, потому что не хватало еды. Каждое утро на их поиски выезжала военная охрана. Детей находили на вокзале, под вагонами в отсеках для груза. Им твердили, что их подведут под расстрел за побег с военного объекта, на что мальчишки, взрослые не по годам, отвечали: «Лучше на фронт. Там убивают, зато кашу дают».
Сейчас и навсегда
Ещё одно место памяти на территории завода – музей трудовой славы. На экспонаты здесь заглядится даже тот, кто далёк от техники и авиации: макеты самолётов и ракет, удостоверения, приказы, памятные снимки. В дальнем углу зала – ракетный двигатель РД-170, который был признан самым мощным в истории. 800 тонн или 230 тыс. лошадиных сил – звучит убедительно.
У этого места не только богатое прошлое, но и большое будущее. Тимофей Сурков, заместитель начальника одного из цехов, объяснил, чем занимается «Полёт» сейчас.
Напомним, что 2 июля Владимир Путин на заседании оргкомитета «Победа» назвал населенные пункты, внесшие значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Наш город получил звание «Города трудовой доблести» за бесперебойное производство военной и гражданской продукции и массовый героизм.