Примерное время чтения: 9 минут
1285

В небо, стоя на земле. Авиамоделисты против популярного конструктора

Вы знаете, что кружки технического творчества никуда не исчезли? Мало того, они развиваются. В эпоху айфонов и конструкторов «Лего», поголовного увлечения робототехникой и 3D-моделированием дети продолжают строить самолёты своими руками.

Кто берёт в руки лобзик и рубанок? Авиамоделирование - хобби или спорт? На эти и многие другие вопросы корреспонденту «АиФ в Омске» дал ответы руководитель Омской федерации авиамодельного спорта Дмитрий Блискунов. Он автор проекта «Школа юных лётчиков», который получил поддержку Фонда президентских грантов.

Новое - хорошо забытое старое

Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»Дмитрий Александрович, на что были использованы средства гранта?

Дмитрий Блискунов: В рамках проекта «Школа юных лётчиков» в Омске получили поддержку пять авиамодельных лабораторий, было приобретено специализированное оборудование и материалы. Это сверлильный станок, паяльная станция, слесарные тиски, наборы авиамоделей, электроника, двигатели внутреннего сгорания, расходные материалы, такие как бальза - специальная древесина для изготовления авиамоделей.

- Сейчас все комплектующие можно приобрести только на гранты?

- Сейчас финансирование на эти цели практически отсутствует, а гранты дают эту возможность. Раньше, в СССР, при каждом крупном предприятии был свой Дом (или клуб) юных техников. Заводы качественно помогали техническим кружкам, ведь нужны были квалифицированные кадры, создавалась преемственность поколений. Пригодились бы навыки работы и в обычной жизни. Меня, например, в такой кружок при Омском электротехническом заводе им. Карла Маркса привела мама. Дом юных техников имени Гагарина, где находится авиамодельная лаборатория, которой я руковожу, тоже получал исключительную поддержку. Это была помощь оборонного предприятия, нынешние «Сибирские приборы и системы». У нас с крушением государства рухнула старая, очень верная, как показала жизнь, система технического образования, и нам хотелось бы её возродить, но, конечно же, в новом качестве.

- Сколько детей занимаются в этих кружках и какого возраста?

- Занимаются около 250 школьников Омска в возрасте от семи до 18 лет. Для того чтобы мы приняли к себе ребят, им нужно знать кое-что из математики, физики и обладать достаточно развитой мелкой моторикой, чтобы работать с материалами. Как и в любом деле, мы движемся от простого к сложному. Самую первую модель они создают из бумаги, затем мы делаем простые метательные планеры и так далее. Дети по-прежнему продолжают мечтать о небе и осваивать искусство пилотажа. Пусть пока и стоя на земле.


Авиамодельные кружки в Советском Союзе

были «кузницей кадров» для большой авиации


Пламенный мотор

- С какого возраста вы начали строить авиамодели и что даёт авиамоделирование ребёнку?

- Мне было девять лет. Моим наставником стал один из уважаемых авиамоделистов города Омска, мастер спорта СССР Альберт Емельянович Костюк. Ему сейчас 82, он вырастил плеяду замечательных спортсменов, мастеров, инженеров, лётчиков. У нас в ОмГТУ есть научно-исследовательская лаборатория беспилотных летательных аппаратов, которую возглавляет спортсмен-авиамоделист Павел Михайлович Погарский, он тоже воспитанник Костюка. Эти два человека дали многое мне как будущему инженеру и просто как человеку.

Что даёт авиамоделизм? Воспитывается техническая грамотность, даётся знание истории (не только авиации), материаловедения, технологии, физики, химии, черчения. Ребята учатся навыкам работы с инструментами. Учат названия частей самолёта, силовых элементов. Помимо прочего, мы им рассказываем об истории авиастроения, авиамоделирования. Недавно был совершенно возмутительный случай, говорящий о нынешней системе образования. Спросил у ребят, что такое холокост. Как вы думаете, что ответили? Трое промолчали, а один ответил, что это бренд одежды. Так что заниматься историческим воспитанием тоже приходится.

Фото: Из личного архива

А вы знаете, что все советские авиаконструкторы и известные лётчики прошли через эту школу? Авиамоделизмом занимались и легендарный Чкалов, и не менее известный Михаил Громов, трижды Герой Советского Союза, ас Великой Отечественной войны Александр Покрышкин, создатель отечественной космонавтики Сергей Королёв, авиаконструктор и создатель уникальных авиационных транспортных систем с мировым именем Олег Антонов. Кстати, в своё конструкторское бюро он брал только авиамоделистов.

- Какая у вас профессия и что выбирают ваши выпускники?

- Окончил Московский авиационный институт, вернулся в Омск, какое-то время занимался бизнесом. Вот уже 15 лет работаю педагогом дополнительного образования. Мои ученики трудятся в авиакомпаниях, на серьёзных предприятиях. Учатся в лучших технических вузах страны, например, в МВТУ им. Баумана, Ульяновском институте гражданской авиации. Мой бывший воспитанник Андрей Серебряков - дважды чемпион России по авиамодельному спорту, сейчас работает в крупной компании, которая занимается проблематикой беспилотных вертолётов. Замечу, не моделей, а больших боевых машин. Это практически создание нового типа ударного вертолёта.

- Он этим занимается в России?

- Нет, в Белоруссии. Сейчас технические специальности востребованы, мы умудрились наплодить в нашей стране артистов, экономистов и юристов, а реально работать оказалось некому. Грамотные технические специалисты не остаются без дела, но многие, к сожалению, уезжают из Омска.

Кордодром как аэродром

Досье
Дмитрий Блискунов. Родился в Омске, окончил среднюю образовательную школу № 75. Выпускник Московского авиационного института. Имеет 15-летний стаж педагога дополнительного образования. Высшая квалификационная категория. Руководитель Омской региональной общественной организации «Федерация авиамодельного спорта», которая занимается детским спортивно-техническим образованием, подготовкой спортивных соревнований.
- Авиамоделирование - это хобби или спорт?

- Наверное, делать модели можно научиться и дома, но задача авиамодельных кружков в другом - воспитать в коллективе человека с инженерным мышлением и навыками спортс­мена-авиамоделиста. В этом спорте есть деление на классы моделей. Здесь присваиваются разряды, проводятся чемпионаты, вплоть до мирового
уровня. Если говорить об основных типах - это свободнолетающие модели, когда связи с пилотом нет, кордовые - летают по кругу и управляются с помощью тросов малого диаметра. Есть радиоуправляемые модели. По возможности стараемся вывозить детей на соревнования межрегионального, всероссийского значения. Омская федерация авиамодельного спорта проводит по пять соревнований в год.

- А где такие соревнования проходят?

- В школах. Для простых моделей подходит обычный спорт­зал. В омском ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ есть кордодром, его построили для проведения чемпионата Министерства авиационной промышленности СССР, а потом случилась перестройка, его забросили, растоптали в грязь, уничтожили. Несколько лет назад мы с товарищем решили его восстановить, нас поддержала мэрия и авиамоделисты Омска. Работы провели по программе благоустройства территории, что помогло привлечь тяжёлую технику. За свой счёт купили столбы, натянули сетку для безопасных полётов, провели электричество. Сейчас это один из лучших кордодромов за Уралом.

- Сколько длится занятие для детей, какие инструменты вам нужны?

- Занятия проводим три раза в неделю по два часа. Основной инструмент - ножницы, брусок с наждачной бумагой, линейка, нож, рубанок. Когда мы переходим к более сложным моделям, это лобзик, напильник и ножовка по металлу. Ребёнок не боится инструмента, получает правильные навыки работы с ним, чтобы не травмировать себя или соседа.

- Аптечка у вас есть на такой случай?

- Конечно! Если ребёнок приходит, ему же надо всё быстрей. Он берёт самый большой молоток и… по пальцу! Иногда плачут, но, кстати, чаще оттого, что его мама дома отругает и больше не пустит, а не от боли. Технику безопасности воспитанники знают наизусть. Что касается работы на станках, дети до 16 лет к ним не допускаются вообще.

- Кто ваш основной конкурент на соревнованиях?

- Сильные авиамодельные школы на Урале. Там сложились мощные коллективы с прекрасными руководителями. Но чтобы ездить на соревнования, нужны средства. Например, модель планера оснастить - 250 тысяч рублей и на расходные материалы ежегодно требуется 100 тысяч. И если учесть ещё деньги на дорогу, приличные суммы выходят.

Раньше нас поддерживали ДОСААФ и завод. Хотя всё это должно иметь серьёзную
материальную поддержку на самом высоком уровне. Взять ту же Америку, у них авиамоделизм получает господдержку - его соотнесли со стратегическими отраслями. Вспомним слова академика Михаила Алексеевича Лаврентьева: «Техническое творчество - не игра и не забава, а дело большой государственной важности!»

- А чем занимаетесь в свободное время?

- Когда хобби становится работой, приходится искать себе новое увлечение. Авиамоделизм - это интересно и увлекательно, но когда переходишь на серьёзный уровень, это тяжёлый труд. Так что люблю рыбалку. Зимой - лыжи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах