Каждую весну в России стартует сезон дорожного строительства, сопряжённый с нескончаемой драмой на протяжении всего года. Подрядчики укладывают и ремонтируют дорожное покрытие по всей территории области, а оно почему-то через год-два покрывается трещинами, иногда и ямами.
Управление дорожного хозяйства и благоустройства совершает выезды с подрядчиками, чиновниками и представителями общественности, чтобы обследовать состояние объектов и выявить те, которые нуждаются в гарантийном ремонте.
Починим по нацпроекту
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» действует с 2017 года, и за пять лет в Омске отремонтировали асфальт на 252 км дорог. В этом году новое асфальтобетонное покрытие и благоустройство грозят сразу 16 объектам, среди которых много улиц в центре города.
Звучит весьма оптимистично. Вот только не найдётся ни одного человека, который хоть раз не сталкивался бы с дырой в асфальте, которой до этого не было. «Как же так, - говорят люди, - дороги каждый год ремонтируют, а они опять разрушаются. Может, у нас не умеют их чинить? Может, это Байден виноват?» Дело сразу в нескольких разных причинах, и далее мы постараемся дать объяснение.
За гарантию доплачивать не надо
Ведущий инженер отдела по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» Управления дорожного хозяйства и благоустройства Дмитрий Кветков, постоянно участвующий в инспектировании дорожного покрытия, рассказал, что перепады температуры для асфальта очень болезненны. Землю, находящуюся под ним, не видно, но она от этого не перестаёт незаметно для людей меняться в силу естественных процессов. Перепад температур плохо выдерживают даже металлы, что уж тут говорить об асфальте.
Единственное, что с этим можно сделать - постоянно такую дорогу латать. Но и тут не без нюансов. Гарантийный срок покрытия - четыре года для ремонта и восемь лет для нового строительства. Именно за такой период подрядчику приходится несколько раз переделывать свою работу. А учитывая, что климатические особенности, периодические незапланированные небольшие ЧП вроде подтоплений, и в принципе автотранспорт, который по этим дорогам ездит, никуда не исчезает, заделанная яма может появиться на том же месте через год-другой.
Я его слепила из того, что было
Стоит упомянуть, что ещё есть проезды, срок гарантийного ремонта для которых уже давно истёк. Строить дорогу заново - это колоссальные денежные затраты, которые не всегда можно себе позволить. Нацпроект, конечно, обеспечивает софинансирование для строительных работ, город и область копеечку для своих дорог всегда в бюджете найдут, пусть и небольшую. Такие старые дороги тоже чинят - всем, наверное, знакомо словосочетание «ямочный ремонт». Ещё одна разновидность ремонта, которая порой касается и новых дорог - это использование мастики. Ею проливаются продольные и поперечные трещины, чтобы защитить их от попадания влаги.
К нам едет ревизор
С 1 апреля УДХБ, представители подрядчиков, департамента городского хозяйства, областного министерства транспорта, «Сибуправтодора», регионального минтранса, стройконтроля и общественники снова начали объезды объектов, построенных или отремонтированных по нацпроекту. Планируется объехать 114 участков, проверят даже новенькие светофоры.
Исчерпывающий комментарий по поводу общего хода проверок даёт Дмитрий Кветков: «Замечания есть - где-то менее, где-то более существенные. Это продольные и поперечные трещины, колейность, выбоины, встречаются просадки или выкрашивание асфальтобетонного покрытия. Выявленные нарушения актируем. Акты подписывают участники комиссионного объезда и передают подрядчикам. До 1 июня им даётся время на устранение замечаний в рамках действующих гарантийных обязательств».
Из этого можно сделать вывод, что работы ведутся и ситуация находится под наблюдением ответственных ведомств. Дороги в городе взял на личный контроль даже мэр Сергей Шелест. Всё, что остаётся общественности - сообщать власти, что где-то что-то пошло не так, и держать руку на пульсе.