Примерное время чтения: 5 минут
247

В погоне за «зайцами». В Омске кондукторов заменят валидаторы и контролёры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ в Омске № 29 17/07/2024
Пользователям общественного транспорта вновь предлагают забыть, кто такой кондуктор.
Пользователям общественного транспорта вновь предлагают забыть, кто такой кондуктор. АиФ

Пользователям общественного транспорта вновь предлагают забыть, кто такой кондуктор. Его заменят бездушным электронным устройством, предназначенным для регистрации поездки и проверки проездных билетов.

Правда, процесс контролировать всё же придётся; сейчас в Омске думают, как набрать штат контролёров и сколько их нужно для миллионного города.

Подробности в материале omsk.aif.ru.

Совесть пассажира

Поколение постарше помнит компостеры, и даже живы те, кто застал механические кассы в салонах общественного транспорта: кидаете монету, крутите ручку, отрываете билетик. Именно такое чудо техники заменило в конце 1950-х - начале 1960-х годов кондукторов.

Проверяли добросовестность пассажиров контролёры, штрафовали на месте. В салонах обязательной была наглядная агитация, самая популярная - «Совесть пассажира - лучший контролёр». Билет на автобус стоил 5 коп., 4 - на троллейбус,  3 коп. - на трамвай. Штраф - 1 руб., после - 3 руб.

Но на совести всё же далеко не уехали - стали возвращать в транспорт кондукторов. Было это в конце 1990-х, то есть бескондукторная система просуществовала в нашей стране больше 30 лет. Сейчас она вновь уходит в небытие.

Опознать по писку

В Омске первые автобусы с валидаторами вышли на маршрут в сентябре 2022 года.
В Омске первые автобусы с валидаторами вышли на маршрут в сентябре 2022 года. Фото: Администрация Омска

В Омске первые автобусы с валидаторами вышли на маршрут в сентябре 2022 года. Устройствами для оплаты проезда оборудовали три автобуса 78-го маршрута ПП № 8. В 2023 году ПП-8 оснастило валидаторами 180 транспортных средств, из них 130 автобусов среднего класса и 50 - большого.

Бескондукторной оплатой стали пользоваться и пассажиры электрического транспорта: оборудованы валидаторами 10 троллейбусов и 20 трамваев.

В 2024 году были закуплены 140 валидаторов, их установили в 50-ти больших автобусах. До конца года ещё в 91 транспортном средстве запланировано внедрение бесконтактной оплаты.

Впереди всех пассажирское предприятие № 8, где планируют заменить кондукторов на валидаторы в 77% подвижного состава, участвующего в пассажирских перевозках.

«Что касается частных перевозчиков, они за весь период оборудовали валидаторами   40 единиц транспорта», - рассказал директор МП Омска «Пассажирсервис» Алексей Васильев.

Удобство бесконтактной оплаты пассажиры оценили, к особенностям стали понемногу привыкать. Новшества всегда внедрялись с проблемами, например, в 2022 году российские банки автоматически продлили срок действия карт, но только вот по техническим причинам не все такие карты принимаются к оплате валидатором. Вместо одобрительного писка системы вы можете услышать резкий звук - это означает, что проезд не оплачен.

Службе контроля быть!

На «зайцев» скоро объявят охоту. Впрочем, в городе пока так и не поняли, сколько нужно контролёров на миллионный Омск. На заседании комитета по вопросам транспортной инфраструктуры горсовета шло бурное обсуждение этого вопроса.

Самым оптимистичным был директор департамента контроля администрации Омска Марк Рогозин. Создать службу по борьбе с «зайцами» на транспорте он предлагает в недрах своего департамента.

«Работать в ней будут 15-20 человек», - считает глава депконтроля, включая сюда и муниципальных служащих с полномочиями, которым доверят составление административных протоколов. Работать на линии эти люди должны будут ежедневно, проверяя каждую единицу транспорта, что выходит в рейс.

Правда, генеральному директору АО «Пассажирсервис» Алексею Васильеву такая цифра кажется крайне заниженной. 20 человек не успеют за день пройти и трети автобусов, так что этого точно недостаточно.

«Чтобы был эффект, нужно проверять каждую машину, для этого требуется штат в 150 человек», - считает он.

Председатель комитета по вопросам транспортной инфраструктуры горсовета Юрий Арчибасов поддержал идею и предложил включить в службу до 250 сотрудников, тогда борьба с безбилетниками будет на все 100%. Напомним, что в прошлом году бюджет города Омска из-за безбилетников недополучил 186 млн руб., а в первом квартале 2024-го - 44 млн руб.

«Служба контроля однозначно будет, - заявил Юрий Арчибасов и обратился к администрации. - Давайте вместе проведём подсчёты в осеннюю сессию, в сентябре-октябре, и выработаем стратегию и структуру, как это будет выглядеть. Может, служба будет в структуре департамента конт­роля - либо на аутсорсинге. Для нас этот вопрос важен, мы ищем, где взять деньги на строительство детсадов, а по факту можем принять управленческое решение, чтобы появились средства для детсадов в бюджете за счёт безбилетников».

Директор департамента городской экономической политики Елена Дячук откликнулась на призыв депутатов. Она готова посчитать экономику вопроса: какая нужна численность штата, сколько работников новой службы должны иметь статус муниципального служащего и т. д. Исходя из этого будет понятен общий объём финансирования.

При горсовете создали рабочую группу по этому вопросу; кажется, что скоро появятся вакансии для работы контро­лёрами на общественном транспорте. Кто займётся трудоустройством уволенных кондукторов - неизвестно. Быть может, кто-то из них и захочет сменить кондукторскую сумочку на жилетку контролёра. Правда, для этого нужны особые свойства характера.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах