Названия из стандартов у всех на слуху. Это, если говорить о вареных колбасных изделиях, «Докторская», «Молочная», «Любительская» колбасы и сосиски, которые ассоциируются с высоким качеством. И часть покупателей традиционно отдает предпочтение продукции, выпущенной по ГОСТам.
Именно поэтому производители стремятся в названиях своих изделий применять названия из ГОСТов или схожие с ними до степени смешения наименования. Начальник сектора стандартизации, к.т.н. Елена Пригон рассказала допустимо ли это.
Сегодня рынок мясной продукции и продукции из мяса птицы представлен широким ассортиментом товаров, которые производятся по стандартам (межгосударственным или национальным), техническим условиям, стандартам организации.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» устанавливает требования, согласно которым не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам.
Аналогичное требование установлено в техническом регламенте ТР ЕАС 051/2021 «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки». Следовательно, если производитель изготавливает свою продукцию не по ГОСТу, то применять данные наименования недопустимо.
Для упрощения оценки тождественности наименований мясной продукции разработан стандарт ГОСТ 34397-2018 «Мясная продукция. Оценка тождества и сходства до степени смешения придуманных названий», в котором установлены критерии тождественности, а для правильного толкования требований приведены многочисленные примеры.
Для оценки реальной ситуации специалисты ФБУ «Омский ЦСМ» проанализировали названия продукции на тождественность с ГОСТовскими на примере вареных колбасных изделий (колбас, сосисок, сарделек). В выборку была включена представленная в магазинах Омска продукция местных и иногородних производителей.
По результатам проведенной работы можно заключить, что часть производителей соблюдают требования законодательства и используют ГОСТовские названия только для изделий, которые они производят по соответствующим стандартам. Например, если они продают колбасу с названием «Докторская», то и производят ее строго по ГОСТ 23670-2019 «Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия», где установлены требования к качеству и применяемому сырью для производства вареной колбасы – «Докторской».
Другая часть изготовителей идет на уловки, и в названиях продукции к названиям из стандартов дописывают слова «Докторская от босса», «Докторская от Иваныча», «Молочная по-омски» и др. Названия придуманы авторами статьи по аналогии с зафиксированными, но дают возможность сделать соответствующие выводы покупателям. Производители должны четко понимать: подобные названия недопустимы для продукции, производимой не по ГОСТу, и вводят в заблуждение!
Есть и изготовители, в маркировке изделий которых вообще отсутствует указание на нормативный документ, в соответствии с которым произведена продукция. Это допускает технический регламент ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Но если при этом в маркировке упоминаются различные другие стандарты, например, ГОСТ на молоко, сливки, окорок, то у потребителя может сложиться впечатление, что эта продукция произведена по ГОСТу, ведь не каждый знает номера стандартов на различные виды продукции. Это тоже можно расценивать как нарушение действующего законодательства.
Есть и такие предприятия, которые производят свою продукцию по техническим условиям (ТУ) или стандартам организации (СТО), декларируя это в маркировке и применяя собственные фирменные названия. При этом продукция данных производителей не уступает в качестве той, что выпущена по ГОСТу. Такие предприятия работают в правовом поле, грамотно и честно.
Таким образом, неважно – произведено изделие по стандарту или техническим условиям. Главное – обеспечить не только качество и безопасность товара, но и требования к нему в части маркировки, чтобы заслужить полное доверие своих покупателей.
Ответственность за неверную маркировку оговорена Кодексом об административных правонарушениях. В частности, это: штраф в размере 20 000 – 30 000 рублей для ИП и размере 100 000 – 300 000 рублей для юридических лиц. Если отсутствие маркировки стало причиной нанесения вреда потребителю, штраф увеличивается в три раза. А в случае, когда размещенная на этикетке информация может интерпретироваться как обман покупателя, штраф составит до 500 000 руб.
Специалисты ФБУ «Омский ЦСМ» планируют продолжить мониторинг использования ГОСТовских названий в наименовании продукции, выпущенной по техническим условиям и стандартам организации, но уже в других группах товаров, с надеждой, что ответственных производителей станет больше.