Люди стали активно жаловаться в соцсетях на агрессивное поведение себе подобных. Как оказалось, от проявлений агрессии не застрахован никто.
Дети проявляют жестокость по отношению к сверстникам, родителям и другим взрослым; однако представители старшего поколения также часто провоцируют конфликтные ситуации и занимаются психологическим третированием.
Активнее стали разговоры, что система школьного образования ничего не может противопоставить этому вызову. С другой стороны, многие должностные лица утверждают, что не происходит ничего страшного. Так всё же есть буллинг или нет, и как ему противостоять?
Вечная проблема
По статистике, пятая часть школьников подвергается травле, а каждый четвёртый ученик является агрессором, почти 90% детей так или иначе сталкиваются с травлей в школах.
«Буллинг» в переводе с английского - хулиган, драчун. Хулиганы и драчуны в школах были всегда - вспомните фильм «Чучело», снятый в 80-е годы. Буллинг уже тогда существовал, только не назывался красивым иностранным словом.
Так вышло, что обязанность по сглаживанию буллинговых ситуаций легла на плечи школьных педагогов и инспекций по делам несовершеннолетних, хотя буллинг - это ответственность не только педагогов, но и общества в целом.
Как рассказала директор гимназии № 26 Тамара Синичникова, проблема детской и подростковой жестокости существовала всегда. И говорить, что этого раньше не было или сейчас стало много, неправомерно.
«Всегда кто-то утверждался за счёт успехов в учёбе, спортивных достижений, побед в конкурсах, олимпиадах. Но есть дети, которые не отличаются ни интеллектуальными способностями, ни учебными возможностями, именно они пытаются самоутвердиться в своих возрастных группах с помощью физического или психологического давления. Такие проявления должны пресекаться», - пояснила Тамара Синичникова.
Если подростковая агрессия была всегда, почему эта проблема именно сейчас стала наиболее актуальной? По мнению специалистов, современные дети потеряли ресурс психологической стойкости, им нечего противопоставить хулиганскому поведению. Как результат - подключение к конфликту третьих лиц и вынос его за пределы локальной группы.
«Буллинг бывает чаще всего в определённых местах, и не всегда это место - школа. Причин усиления агрессивного поведения много. В целом культ насилия, который льётся сегодня с экранов ТВ, из Интернета, оказывает большое влияние на подрастающее поколение, - рассказала доцент кафедры педагогики и психологии общего и специального образования института развития образования Омской области Татьяна Бородавкина. - Современное поколение утратило ту стойкость, которая была раньше, порог стрессо- и жизнеустойчивости у детей снижен. Слишком много вредных факторов: биологических, социальных, семейных».
Буллинговые ситуации сейчас сильно помолодели, причина - дети копируют модель поведения своих родителей.
По словам специалиста, педагоги всегда реагировали на возникающие ситуации травли, но сегодня фокус буллинга несколько сместился - появился кибербуллинг, который проходит в соцсетях, и пресечь его педагоги не могут. Но также нужно понимать, что иногда ситуацию буллинга запускает сам учитель - это происходит не специально, когда он выражает недовольство в отношении неуспешности ребёнка. Здесь нужно педагогам быть очень внимательными. В то же время нельзя закрывать глаза и на буллинг в отношении учителей. Об этом не говорят, но это есть.
По методике Макаренко
Мы живём в агрессивной медиасреде, а дети, как губки, моментально всё впитывают и реагируют. Интернет предоставляет большие возможности агрессорам анонимно и безнаказанно оказывать влияние на другого человека. Это может быть в форме распространения каких-то порочащих слухов, фото- и видеоматериалов.
«Сейчас подростки много времени уделяют соцсетям, и задача каждого взрослого - родителей, педагогов - контролировать, с кем общается ребёнок, каковы уровень и содержание этого общения, - подчеркнула Синичникова. - Что касается школы, у неё разработан инструментарий для противодействия травле: в каждом образовательном учреждении есть социальные педагоги, психологи, созданы службы медиации из сверстников, конфликтные комиссии. Главная задача жертвы буллинга - не держать в себе переживания, а вовремя обратиться со своей проблемой».
Кто же ответственен за проявление агрессии у детей и подростков? По мнению депутата Омского городского совета Алексея Сокина, за то, что ребёнок ведёт себя неправильно, нужно возлагать ответственность на семью, а не на образовательное учреждение, потому что именно семья для ребёнка является первым и главным источником знаний о мире, формирует траекторию движения по жизни. Интернет - ещё один источник информации, который оказывает серьёзное влияние на ребёнка, формирует его поведение и мировоззрение. К сожалению, он бесконтролен и зачастую оказывает негативное влияние на людей, не имеющих против него интеллектуального и психологического иммунитета.
Но это не значит, что от травли невозможно защититься. Известный советский педагог Макаренко, и не только он, доказал, что агрессия начинает проявляться тогда, когда дети ничем не заняты. Лучший способ профилактики травли - создать большое общее дело и его развивать. Дети должны быть заняты правильными, гуманистически направленными видами деятельности: клубы по интересам, спортивные секции, социальные проекты - и тогда буллинг просто не появится.
Инструментарий есть
«Обращений по поводу конфликтных ситуаций очень мало - 0,4%. Школьная система по борьбе с буллингом работает эффективно, - считает уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Омской области Елизавета Стёпкина. - Регулярно проводятся родительские собрания на различные темы, начиная с жестокого обращения с детьми и заканчивая суицидальным поведением. Не только учителя разрабатывают содержание собраний, этим ещё занимается институт развития образования Омской области, в котором сотрудники продумывают правильность преподнесения материала.
В каждой школе создана служба медиации, сотрудники которой владеют формами и методами разрешения конфликтных ситуаций. Также в школах существуют конфликтные комиссии, которые разбирают всевозможные споры между учащимися, учителями, родителями. Созданы психологические службы. В школах есть всё для того, чтобы пресекать буллинг».
Комплексная проблема
«Никто никогда не проводит мониторинг комфортности условий обучения детей в школах, поэтому никто не знает объективной картины. Да, проявления агрессии есть, и надо эту проблему решать. Если читать форумы в Сети, создаётся впечатление тотальной травли каждого второго. Педагоги, в свою очередь, отрицают существование проблемы буллинга. Так давайте всё-таки решим, есть проблема или нет. По данным ВЦИОМ, 90% детей недовольны условиями в образовательных организациях, они не хотят ходить в школу.
Ещё один вопрос касается работы с детьми. Здесь тоже есть информационный вакуум. При возникновении ситуации травли многие родители не знают, куда им обращаться, в какие инстанции. Проблема буллинга комплексная, и решать её нужно комплексно», - считает член Общественного совета при уполномоченном при президенте России по правам ребёнка Сюзанна Егинян.