Примерное время чтения: 8 минут
1063

Трагедия семьи: чей ребёнок погребён у Воскресенского собора в Омске?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ в Омске 23/03/2016
Останки младенца обнаружили во время строительных работ на месте Воскресенского собора в Омске.
Останки младенца обнаружили во время строительных работ на месте Воскресенского собора в Омске. Министерство культуры Омской области

В конце февраля на строительной площадке Воскресенского собора при рытье котлована рабочие случайно обнаружили останки младенца в дощатом гробу. Предполагается, что в церковной ограде был похоронен ребёнок до года, судя по всему – мальчик, о чём может свидетельствовать голубая лента. Захоронение обнаружено на территории церковного двора между фундаментом здания храма и фундаментом ограды двора относительно неглубоко от поверхности земли. Дощатый гроб был обит тканью, младенец завёрнут в погребальную одежду. Никаких намогильных сооружений не обнаружено. Кто этот ребёнок, и может ли быть это захоронение тайным?

Церковное кладбище  

Традиция захоронения на территориях церквей в России существовала столетиями. В основном чести быть погребёнными на такой земле удостаивались священнослужители или их дети. Также обрести покой в границах собора или храма могли прихожане, имеющие к нему какое-либо отношение или внёсшие вклад в его развитие. Традиция таких захоронений обычно встречается у городов с древней историей, однако Омск в подобные критерии не вписывается. Да, единичные случаи у нас бывали, но всё-таки некрополи у церквей в нашем городе никто не создавал.

Историки и краеведы изучили найденные останки. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Омск - город молодой, и традиция храмовых захоронений у нас не сложилась, - объясняет историк и краевед Алексей Сорокин. – Но могу привести пример Шкроевской церкви святой Параскевы-Пятницы, которая располагалась на ул. Куйбышева, 1. Когда в 1990-х годах там вскрывали поверхностный слой земли, то обнаружили три намогильных сооружения. Одно из них принадлежало Параскеве Шкроевой, на деньги которой и был построен храм. Другое захоронение принадлежало священнику. Ожидать большого количества захоронений возле Воскресенского собора было бы неправильно. В случае с найденными останками младенца можно предположить, что это свидетельство какой-то человеческой трагедии. Младенческая смертность была очень высокой вплоть до начала 20-х годов прошлого века. В крестьянских кругах к этому относились спокойно: бог дал, бог взял, однако, по крестьянским канонам, ребёнка крестили от 8 до 40 дня с момента рождения. Но люди несли младенцев в церковь чуть ли не с первого дня от роду, потому что если умирал некрещёный младенец, с точки зрения тогдашнего православия, это было плохо для его посмертной судьбы».

Голубая лента свидетельствует о том, что ребёнок, скорее всего, был мальчиком. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Омичей, которые были отпеты в Воскресенском соборе, хоронили на городских некрополях. Например, настоятеля собора Стефана Знаменского – на Шепелевском кладбище. Протоиреи храмов, как правило, были людьми немолодыми, имели уже взрослых детей и вряд ли могли иметь отношение к обнаруженному ребёнку. Однако краеведы нашли в метрических книгах интересную запись, благодаря которой можно сказать, что захоронение младенца относится к 1897-1898 году.

Младенец похоронен в дощатом гробу.
Младенец похоронен в дощатом гробу, который был заколочен железными гвоздями. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«В одной метрической книге на одном листе встречается упоминание церковного кладбища и приходского, - отмечает Алексей Сорокин. – Если бы они указывались порознь, то можно было предположить, что речь идёт об одном кладбище, но дьячок, делавший эти записи, понимали разницу между церковным и приходским кладбищем. Можно условно предположить, что какое-то время церковным кладбищем могла считаться территория возле Воскресенского собора, хотя это и не практиковалось. Мы нашли упоминания о детях священников, скончавшихся в то же время в младенческом возрасте, но если верить метрическим книгам, то похоронены они в других местах».

Сохранились фрагменты черепа и волос. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Историки и краеведы сходятся во мнении, что захоронение – не тайное, учитывая то, что на ночь ограду церкви запирали на ключ, и вряд ли оно было случайным. Скорее всего, его осуществили по особой просьбе родителей, имеющих какое-то отношение к Воскресенскому собору. Что касается временных рамок, то период начала ХХ века сюда не попадает. История Воскресенского собора чётко делится на два периода – до 1897 года, когда он считался главный собором Омской епархии, и после 1898 года, когда возвели Успенский собор. С 1902 года отпевания и крещения в Воскресенском соборе проводились крайнее редко. Также захоронение точно не принадлежит XVIII веку, поскольку младенец был найден в дощатом гробу, который был заколочен железными гвоздями, что нехарактерно для той эпохи.

Ткань, в которую было завёрнуто тело, истлела не до конца. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Экспертизы не будет  

Что касается останков младенца, то сейчас они находятся на биологическом исследовании.

«Уцелел череп, но во фрагментарном состоянии, так как у ребёнка в таком возрасте на голове ещё не срослись швы, - говорит Дмитрий Павлов, научный сотрудник Омского филиала института археологии и этнографии СО РАН. - Уцелели крупные части рук и ног, несколько фрагментов рёбер, запястные кости, часть позвонков и волосы. Большая часть костей истлела. На нижней челюсти уцелело два зуба. Также сохранились фрагменты одежды и крестик».

Вопрос экспертизы останков пока не решён, но скорее всего, её не будет. Экспертизу ДНК проводить также бессмысленно, устанавливать родственные связи не с кем.

Собор планируют восстановить практически с нуля. Фото: Министерство культуры Омской области

«В отличие от древних захоронений, которые хранятся в лаборатории, эти останки всё-таки требуют перезахоронения», - отмечает Юрий Герасимов, научный сотрудник Омского филиала Института и археологии СО РАН.

С предложением о захоронении младенца учёные хотят обратиться в региональное министерство культуры и омскую епархию.

Важно отметить, что раскопки всей территории церковного двора и прилегающих к ней участков не проводились, работы ведутся только в границах строительного котлована. Напомним, что восстановление собора началось ещё в 2009 году под руководством краеведа Игоря Коновалова, но так и не были доведены до конца – был вскрыт только фундамент, после чего его законсервировали. Сейчас при археологических работах особое внимание уделяют алтарной комнате, которую хотят сохранить в первозданном виде, хотя сам собор точной копией образца XIX века всё-таки не будет.

Особое внимание археологи уделяют алтарной комнате. Фото: Министерство культуры Омской области
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах