Многие родители первоклашек волнуются по поводу начала учебы больше самих детей. Последние, к счастью, пока ещё не понимают, какой сложный и долгий путь у них впереди. Как мамам и папам правильно настроить ребёнка на образовательный процесс, грамотно распределить учебную нагрузку и не забыть о важных вещах? О чём нужно помнить родителям школьников, чтобы их драгоценное чадо не болело, а учёба была в радость?
Совет №1. Питаемся по часам
Врачи не устают говорить о том, что 80% здоровья ребёнка зависит от правильного и сбалансированного питания. И как бы ни было сложно закладывать в голову современного ребёнка мысль о том, что шоколадки – это плохо, а морковка – хорошо, делать это нужно. Второй важный момент – режим. К счастью, в омских школах организовано двухразовое горячее питание, так что родители могут не переживать, что ребёнок останется голодным.
«Нельзя, чтобы ребёнок голодал больше четырёх часов, - советует Галина Ковалёва, доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ОмГМУ, научный консультант гастроэнтерологического отделения городской детской клинической больницы №3. – Если ребёнок до школы посещал детский сад, то ему будет проще соблюдать режим, с домашними детками ситуация сложнее. Главное, не забудьте накормить ребёнка перед школой горячим завтраком. Ужин тоже ложится на плечи родителей. Он должен быть легкоусвояемым. Важно, чтобы ребёнок знал о пользе здорового питания. Потому что пик различных заболеваний у ребёнка фиксируется в 6-7 лет и в подростковом возрасте».
Старайтесь отучать детей от продуктов, которые не несут никакой пользы, кроме пустых калорий, содержат множество вредных добавок. Принцип лучше есть чаще, но меньше никто не отменял. При трёхразовом питании ребёнок будет съедать больше, из-за чего желудок начнёт растягиваться.
Совет №2. Берегите глаза
Самый распространённый «побочный эффект» от посещения школы – близорукость. Увы, в современном мире становится всё сложнее сберечь зрение. Помимо нагрузки на глаза в школе, дети усугубляют её дома, когда начинают в неограниченном количестве смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Особенно это чревато в начальных классах, когда организм ребёнка только адаптируется к новым условиям.
«Школа – это сильный стресс для зрения ребёнка, - комментирует Иван Калгушкин, заведующий детским микрохирургическим отделением клинической офтальмологической больницей им. Выходцева, главный внештатный врач детский офтальмолог регионального минздрава. – Поэтому родителям важно правильно организовать рабочее место ребёнка дома, а также не полениться сходить в школу и там проверить уровень освещения помещения, расположение парт и стульев. После уроков большинство детей старается побыстрей сделать домашнее задание, но так делать нельзя.
Сначала ребёнок должен отдохнуть и сменить вид нагрузки. Не забывайте, что непрерывная нагрузка на зрение в школе - 4-6 часов. Поэтому сначала отдых, а вечером уроки».
Медики также советуют не заменять отдых после уроков времяпровождением у компьютера или телевизора. Всё это – прямой путь к близорукости. Важна и генетическая предрасположенность. Если близорукость есть у одного из родителей, то вероятность того, что она появится у ребёнка, – 30%. Если у обоих родителей – 80%. Обычно осмотр у окулиста проходит один раз в год, при генетической предрасположенности – два.
Совет №3. Нервы – не игрушка
Говоря о подготовке ребёнка в школу, абсолютно все врачи употребят одно слово – стресс. И будут правы.
«Стресс - это напряжение нервной системы, - объясняет Наталия Александрова, к.м.н., врач-психотерапевт клинической психиатрической больницы им. Солодникова. – Кому-то может показаться странной такая рекомендация: чтобы уменьшить стресс у ребёнка, родителям нужно успокоиться самим. Как показывает клинический опыт, школьные страхи и тревоги чаще всего порождены родителями. Хорошо, если ребёнок до 1-го класса уже знакомится со школой, знает, где и что в ней располагается, общался со своим учителем и представляет то, чем ему предстоит заниматься каждый день. Чем меньше неизвестности – тем лучше. И ребёнок должен всего чувствовать себя под защитой».
Родителям уже с первого класса нужно устанавливать контакты с педагогами, чтобы в случае конфликтных ситуаций их можно было безболезненно уладить. Не забывайте: при ребёнке нельзя ругать учителей или школу.
«Сейчас появилась неблагоприятная тенденция, когда родители критикуют школу, педагогов, - отмечает Наталья Александрова. - Это недопустимо. При ребёнке на эти темы говорить или хорошо, или никак. Чтобы у него не возникало когнитивного диссонанса. Также не стоит низводить возможности своего ребёнка, говорить о том, что школа – это тяжело, останешься неучем и так далее. Лучше ему сказать о том, что он становится взрослым, что на уроках ему будет интересно, иногда – немного сложно».
Излишняя информатизация современного мира на психику маленького ребёнка может оказывать негативное влияние. Поэтому важно контролировать ту информацию, которую ребёнок получает из Интернета и телевизора.
Совет №4. Двигаемся больше
Прошедшее лето удивило медиков в том плане, что в детских загородных лагерях участились случаи травматизма детей. И очень часто виной тому не их чрезмерное любопытство, а плохая физическая подготовка.
«Зачастую дети просто не умеют двигаться, не умеют контролировать свои движения, - говорит Ольга Богданова, замминистра регионального минздрава. – Поэтому ребёнку нужно больше двигаться в свободное от учёбы время».
Кстати, не забывайте, если ребёнок посещает спортивные секции, то калорийность его питания должна быть повышена на 10%.
Совет №5. Учимся вежливости
Начальная школа – время для того, чтобы овладеть важными и нужными навыками. Что должен уметь делать ребёнок в первом классе?
- самостоятельно собирать свой портфель;
- знать нормы этикета, быть вежливым, здороваться с одноклассниками и учителями;
- уметь слушать взрослых и не перебивать их;
- развивать в себе усидчивость и внимательность;
- обращать внимание на замечания и ошибки, переделывать работу для лучшего результата;
- уметь пользоваться общественным транспортом, знать основные знаки дорожного движения, правильно переходить дорогу.