Здесь, на ОНПЗ, есть и точка выхода нефтепродуктов: с товарно-сырьевой базы № 2 (ТСБ-2) отгружают до 65% готовой продукции. Но обо всём по порядку.
Нефтяные «пограничники»
Через два года, когда стало понятно, что нефти много, был построен нефтепровод, по которому до сих пор сырая нефть поступает на наш завод из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Транспортировкой нефти и изготовленных из неё продуктов занимается «Транснефть», которая на границе с ОНПЗ по счётчику отдаёт её заводу.
Нефть, как и готовые продукты, хранится в огромных резервуарах, вмещающих по 20 и 50 тыс. кубометров! Таких объёмов нет больше ни у одной организации на территории нашей области. Для предотвращения малейших испарений они закрыты специальными герметичными понтонами. На самых больших 50-тысячниках внедрены так называемые плавающие крыши. Это сделано на предприятии для снижения воздействия на окружающую среду.
Умная техника способна самостоятельно принимать и противопожарные меры. На каждом резервуаре установлено от трёх до пяти датчиков, и, если температура повышается до критической, срабатывает автоматическая система пожаротушения. То есть никаких ЧП!
Автоматический налив
Здесь же, на товарно-сырьевой базе, хранятся и готовые нефтепродукты. Журналистам показали и «точку выхода», точнее, точки - ведь здесь их множество. Готовая продукция отправляется с завода автомобильным, железнодорожным и речным транспортом, а также по трубопроводам. В 2009 году на базе ввели автоматическую установку тактового налива, которая обеспечивает герметичный налив продукции в автомобильный и железнодорожный транспорт. Это значительно сократило испарения нефтепродуктов в воздух.
50 ТЫС. КУБИЧЕСКИХ МЕТРОВ НЕФТИ ВМЕЩАЮТ В СЕБЯ САМЫЕ БОЛЬШИЕ В РЕГИОНЕ РЕЗЕРВУАРЫ
При этом модернизация продолжается, и уже через год вместо открытой галерейной железнодорожной эстакады на ТСБ-2 появится полностью автоматизированная эстакада герметичного налива нефтепродуктов, оснащённая установкой конденсации паров. Это сразу решит две задачи: во-первых, снизит воздействие на окружающую среду, во-вторых, повысит эффективность производства, поскольку отгружать продукцию можно будет быстрее, одновременно увеличив объём отгрузки (в планах - на 30%).
Сера – в минусе
Ну и вернёмся к вопросу содержания серы в нефти и готовой продукции. Мы неоднократно писали, что топливо пятого экологического класса имеет низкое содержание серы, так как она через выхлопные газы сильно влияет на окружающую среду. По стандарту массовая доля серы в топливе 5 класса не должна быть более 10 мг/кг, и это, в числе прочих положенных показателей, постоянно проверяется в лаборатории (кстати, заместив бензин класса 4 моторным топливом класса 5, ОНПЗ сократил содержание серы в автомобильных выхлопах на 176 тонн в год!).
«Наша лаборатория существует столько же, сколько сам завод, ведь контроль за качеством продукции вёлся с первого дня работы, - рассказывает Андрей Королёв, замначальника лаборатории технического контроля «Газпромнефть-ОНПЗ». - Без выходных и праздников мы проверяем и сырьё, которое приходит на завод, и полупродукты, и готовую продукцию, каждую партию которой паспортизуем».
Для того чтобы проверить, скажем, партию готового бензина, уходит до 3,6 часа, так как проба проверяется по 15 показателям! И так – на каждую партию каждого продукта.
«Такой строгий контроль – для того, чтобы ни одна партия, хоть сколько-нибудь отличающая от стандарта, не вышла за пределы ОНПЗ», - резюмирует Андрей Королёв.
Более того, многие испытания в нашем регионе может производить только лаборатория ОНПЗ, поэтому сюда нередко поступают зашифрованные образцы продукции, как, например, сегодня в ходе городской операции «Чистый воздух». За год мы выполняем порядка 1 млн испытаний. Но большую часть, конечно, составляют не сторонние, а собственные испытания, потому что Омский НПЗ, являющийся флагманом отечественной нефтепереработки, обеспечивает выпуск только качественной продукции, соответствующей нормативным требованиям.