Примерное время чтения: 16 минут
1464

Телевидение с человеческим лицом. ГТРК «Иртыш» отмечает юбилей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аиф в Омске № 31 29/07/2020
Николай Кривич / АиФ

1 августа считается днём рождения омского телевидения. Все омичи знают здание телецентра, которое у нас ассоциируется с телевещанием, и лишь немногие видели небольшую табличку в центре города на доме № 35 по ул. Интернациональной, которая говорит, что ТВ в Омске начиналось именно отсюда. 

Сегодня в регионе несколько телекомпаний, но лишь одна из них, Омская студия телевидения (затем ГТРК «Иртыш») - та самая, с которой всё начиналось. В канун 65-летнего юбилея омского ТВ мы поговорили с генеральным директором Еленой Моренис о том, какое оно, сегодняшнее телевидение. 

Законодатели мод 

Ольга Коробова, «АиФ в Омске»: Елена Ильинична, вы запустили цикл передач, посвящённых юбилею омского ТВ. Каким оно было? 

Елена Моренис: Действительно, в течение августа-сентября выйдет цикл передач «Первые на ТВ», посвящённый 65-летию ГТРК «Иртыш»  - правопреемницы омской студии телевидения. «Старожилы», принимавшие участие в съёмках, вспомнили много интересного. На каждом региональном ТВ прежде всего была программа новостей, это говорило о солидности телеканала. Также обязательно выделялось время для показа фильмов, и ленты присылали очень хорошие.

В те времена в редакции было большое количество отделов: промышленности, сельского хозяйства, культуры, писем, детского ТВ и т. д. На советском ТВ очень серьёзно работали над обратной связью, она была построена на высочайшем уровне, на каждое письмо отвечали, а некоторые из них становились подсказкой для сюжетов. В штатном расписании были также цензор (пока такую должность не упразднили во всех СМИ) и завлит.  

Благодаря этим передачам мы узнали курьёзную деталь. Поначалу эфир был прямым, записи не было, и дикторы себя на экране не видели. Когда появилась возможность записывать программы, а значит, увидеть себя со стороны, многие дикторы настолько себе не понравились, что собирались увольняться!  

- Но ведь на ТВ брали только красивых людей? 

- Безусловно, на ТВ было и есть сосредоточие красивых людей, но тогда они ещё были и безусловными законодателями мод. Когда после работы дикторы выходили через вахту на улицу, там стояла очередь из зрителей. Одним надо было посмотреть, как выглядит их любимый диктор, другим – во что он одет. Некоторые просто срисовывали и шили что-то подобное.  

Разумеется, дикторам надо было часто менять одежду, но её не было в магазинах, да и заработок был не настолько высоким, поэтому часто сами что-то придумывали. Так, про одного нашего выдающегося женщину-диктора рассказывают, что она надевала мужскую рубашку задом наперёд, и получался хомутик. Так что она тоже была законодательницей мод. 

- А сейчас где одевают ведущих? 

- Проблема где найти одежду, которая бы подходила под эфир, по-прежнему острая. Это ведь только кажется, что увидел красивую блузочку в магазине, купил её, надел и вышел в эфир. Блузка, которая в обычной жизни смотрится великолепно, на экране может быть совершено другой: либо очень вычурной, либо цвет «убьёт» тебя в эфире. Так что наши ведущие сидят в кадре в собственной одежде.  

Перед съемками герои обязательно попадают в руки стилистов и визажистов. Красоту наводят Елене Асановой.
Перед съемками герои обязательно попадают в руки стилистов и визажистов. Красоту наводят Елене Асановой. Фото: АиФ

Персонифицированная журналистика 

- Раньше лицом канала были дикторы, а корреспондента, наверное, можно было увидеть только в стендапе (небольшой прямой речи журналиста в кадре. – Ред.), если они вообще были. 

- Конечно, стиль журналистики прошлых лет и нынешней существенно отличаются друг от друга, сейчас большое внимание деталям в сюжете, к тому же зрителю всё-таки приятней персонифицированность: если ты знаешь этого человека в лицо, если за фамилией у тебя возникает образ. Раньше этого не требовалось, ведь именно диктор представлял всё, что было сделано редакцией. Даже не все журналисты озвучивали свои сюжеты. 

- Но в зависимости от периода менялась и журналистика. 

- Конечно, и когда в 1990-е все шлюзы отрылись, каждый журналист, как и в жизни, начал максимально себя проявлять. Появились такие игровые стендапы, которые сегодня уже просто неуместны в новостях, яркая одежда. Сейчас всё это пришло в гармонию - форма соответствует содержанию. На первый план вышла эксклюзивность и оперативность. Каждый хочет удивить необычным поворотом и добытой информацией,  которая не прозвучит на других каналах. Только так можно заслужить успех у зрителя и одобрение руководителя. 

- Как сегодня делают новости? 

- Есть такое понятие, как картина дня, то есть это события, мимо которых нельзя пройти. Если ты не увидел, не рассказал об этом, значит, провалился в этот день в эфире, поэтому ты всегда должен держать руку на пульсе. Новости - это оперативность, поэтому планёрки у нас проходят два раза в день, утром и вечером. Я всегда учу своих молодых коллег: ты не можешь жить в той повестке, которую сам себе придумал с утра, иначе ты будешь неконкурентоспособен. 

Новости - это коллективный труд, недаром же есть ньюсрум (комната новостей), где весь день живут, трудятся, пишут за компьютерами журналисты новостей. Оттуда они уезжают на съёмки, туда возвращаются, там же сидят шеф-редактор и продюсер.  

За происходящим в студии следят с нескольких мониторов.
За происходящим в студии следят с нескольких мониторов. Фото: АиФ/ Николай Кривич

- В советское время был отдел писем. А сейчас как осуществляется обратная связь? 

- Если на канал звонят или пишут зрители, значит, он успешен, его смотрят. Я за народное в хорошем смысле телевидение. Мы не должны с высоты вещать для телезрителей, такое ТВ не любят, не уважают и не чувствуют своим.  Мы всегда делаем материал исходя из того, что будет интересно, полезно и важно нашей аудитории. И какими бы ни были сейчас технологии, мы все прекрасно понимаем самое главное – телевидение должно быть с человеческим лицом. 

Если твоей целью являются отвлечённые новости, ты плохой журналист. А если это новости, когда ты стремишься рассказать что-то важное человеку и помочь ему решить проблему, это настоящая журналистика. 

При этом телевидение давным-давно стало интерактивным. Беседу героя и журналиста никто целый час смотреть не будет, а интерактив – это тот самый нерв, позволяющий понять, что на самом деле интересует телезрителя, для которого ты работаешь. И звонки в студию, и отклики в мессенджерах – это тот самый пульс, позволяющий задать правильные вопросы, озвучить проблемы, которые сейчас волнуют зрителя. 

- Изменился ли сегодня зритель?  

- Мне кажется, зритель стал более информированным и более требовательным. Меня, как журналиста-информационщика, это очень радует. Я очень люблю такую активную жизненную позицию людей.  

Когда идёт запись передачи, в студии работает несколько камер и микрофонов.
Когда идёт запись передачи, в студии работает несколько камер и микрофонов. Фото: АиФ/ Николай Кривич

Плюсы самоизоляции 

- Ситуация с самоизоляцией внесла какие-то коррективы в вашу работу? 

- Когда началась пандемия, резко увеличилось телесмотрение – все ловили каждое слово, хотели понять, что происходит. В этот период мы показали самый высокий рейтинг «Вестей-Омск» за всю историю мониторинга ГТРК «Иртыш». Сейчас более спокойное время, но рейтинг прошлой недели опять дал нам возможность гордиться своей работой – мы всего лишь один пункт не добрали до этого пика. Значит, не только в короновирусе дело. 

С другой стороны, пандемия ещё раз нам подтвердила: современные технологии - не будущее, это наше настоящее. Если до коронавируса ты предлагал чиновнику записать интервью по скайпу, он воспринимал это как неуважение – к нему должны приехать журналист, оператор с камерой, только это выглядело в его глазах настоящим телевидением. Теперь руководители всех мастей не только спокойно к этому относятся, они наконец-то поняли, что это очень удобно - минимум времени и максимум пользы. Он высказал свою точку зрения, мы всё сделали быстро, не отвлекаясь на поездки. Это уже прижилось, и я уверена, будет работать и дальше, уже вне зависимости от пандемии. 

Студию
Студию "собирают" под конкретную съемку. Фото: АиФ/ Николай Кривич

- В социальных сетях берёте информацию? 

- Я вообще не представлю, как сейчас без социальных сетей адекватно воспринимать ту же самую повестку дня. Можно, конечно, сделать вид, что этого параллельного мира не существует, но он уже не параллельный, он уже явный.  

- Мы уже говорили, что раньше были дикторы и журналисты. Сейчас первых нет, только вторые. А изменились ли журналисты? 

- Они в чём-то, наверное, стали более поверхностными. Но, может быть, это мы, журналисты той школы, воспринимаем сегодняшнюю журналистику как поверхностную, а это просто скорость жизни заставляет их быть такими? Понятно, что сейчас очень сильно конкурируют ТВ и интернет. Но если ты хочешь чего-то «жареного», быстрого – ты полезешь в интернет. А если хочешь чего-то серьёзного, проверенного или аналитичного, ты наверняка включишь один из федеральных каналов или прочтёшь газету «Аргументы и факты». Потому что всё-таки только официальная журналистика несёт ответственность за то, что транслирует аудитории. Только на нас можно в суд подать, только нас можно оштрафовать, потому что блогер или, как это называется, гражданский журналист ни за одно своё слово ответственности не несёт. И я думаю, что пандемия и то, как повысилось телесмотрение, – это доказательство: человек черпает информацию из разных источников, но за проверенной всё-таки пойдёт к официальным СМИ.  

- На ТВ очень часто создаются династии. Когда студии 65 лет, их просто не может не быть… 

- Для любого телевидения династии – неотъемлемая часть, и это естественно: именно на работе мы проводит львиную долю своей жизни, поэтому здесь влюбляются, женятся и заводят детей, которые тоже потом приходят сюда работать. Вот, например, у нас есть старший оператор Алексей Змага. Его папа, Александр Алексеевич Змага - известный режиссёр, который вообще всю жизнь проработал здесь Владимир Дмитриевич Погодаев, наш главный режиссёр, долгие годы здесь работал вместе с супругой, она была редактором и продюсером в новостях, сейчас на пенсии. Света Аксёнова и Лена Асанова две родные сестры, Света привела Лену. 

Ведущие ГРТК
Ведущие ГРТК "Иртыш", которых знают во всей Омской области, - Светлана Аксёнова и Татьяна Суровая. Фото: АиФ/ Николай Кривич

 - А у Константина Лондона настоящая фамилия или всё-таки псевдоним? 

- Костя на съёмках «Первые на ТВ»  рассказал, что провёл расследование, фамилия настоящая, четыре колена были Лондонами, но вот почему Лондон, никто не знает.  

- Осенью на ТВ всегда стартует новый сезон. Чего ждать омскому зрителю от ГТРК «Иртыш»? 

- Во-первых, ГТРК  «Иртыш» выйдет в космос вместе с коллегами Томской ГТРК - это совместный проект двух телекомпаний, Роскосмоса и МКС. Называется он «Космические уроки». С нашей стороны инициатором выступило министерство образования Омской области. Дети в кванториуме покажут свои навыки, а также смогут пообщаться с космонавтами, находящимися на орбите, и специалистами, работающими в космической тематике.  

Ещё мы запустим более современный, обновлённый сайт. 

Третий аспект: наше здание является интересным жителям Омска; нам предложили включить телецентр в экскурсионный маршрут, и мы с удовольствием согласились, ждём окончания пандемии.

Съёмки в студии доверят не каждому.
Съёмки в студии доверят не каждому. Фото: АиФ/ Николай Кривич

- Елена Ильинична, вы совсем недавно, всего полгода назад, возглавили канал. Но у вас огромный опыт работы на ТВ, в том числе собственного корреспондента ВГТРК. Чему учите журналистов, какие задачи ставите? 

-  Мне повезло, я очень быстро стала собственным корреспондентом федеральных «Вестей», проработала там почти 15 лет, а это очень серьёзная профессиональная и жизненная школа, требования там высочайшие. Я училась у своих московских коллег, и я очень благодарна этому периоду своей жизни. Я могу смело сказать, что ВГТРК и федеральные «Вести» – это моя альма-матер, которая мне дала такую долгую профессиональную жизнь.  Всё, что я использую в своей профессии, родом с ВГТРК. Потому что эта та самая база, которая дала мне основу на всю мою профессиональную жизнь. 

Что касается ГТРК «Иртыш», мне очень хочется, чтобы телекомпания с такой богатой историей была по-прежнему востребована и являлась символом профессионализма. Чтобы ребятам было интересно здесь работать, а зрителям было интересно нас смотреть. Ведь фраза: «А вы слышала, сегодня в Вестях-Омск рассказали…» - самая дорогая оценка.  Я очень люблю команду ГТРК «Иртыш» и уверена, что у нас всё получится.  

Досье:

Елена Моренис. Директор ГТРК «Иртыш». Окончила Омский пединститут по специальности «история, обществоведение и советское право». Работала учителем, корреспондентом газеты «Ярославская неделя». С 1994 по 2001 год - собственный корреспондент, заведующий корпунктом ВГТРК в Ярославле. С 2001 года руководила корпунктом ВГТРК в Омске, занимала должность шеф-редактора, а затем заместителя директора, начальника службы радиовещания ГТРК «Иртыш», работала заместителем начальника управления информационной политики мэрии Омска, с 2012 года - заместитель генерального директора «12 канала». В 2020-м назначена на нынешнюю должность. Член правления Омского союза журналистов, заслуженный журналист Омской области. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах