Столичные аттракционы под названием «А куда поставить машину?» с омской реальностью не совпадают. Проблемы с парковками в Москве на самом деле не идут ни в какое сравнение с другими городами. Однако омские автомобилисты тоже изрядно нервничают, когда пытаются втиснуть свою машину на парковку во дворе или возле магазина. Не пора ли Омску обзавестись электронными паркоматами по примеру всё той же столицы? В этом вопросе разбирался «АиФ в Омске».
Альтернативы обочинам
Юрий Бибик |
«Но это возможно только в рамках строительства или реконструкции автодорог, а таких объектов у нас один-два за год. Вот провели реконструкцию улицы Андрианова - там появилась бесплатная парковка, на 24-й Северной - тоже. Но таких примеров мало. Мы пытаемся внести корректировки в существующее решение горсовета, чтобы подобное строительство могло вестись в рамках обычного благоустройства магистралей, а также с привлечением средств частных инвесторов», – разводит руками Юрий Бибик, начальник отдела благоустройства департамента городского хозяйства.
Многие коммерческие структуры и рады бы вложиться в строительство необходимой для Омска инфраструктуры, однако для этого требуется изменение решения на уровне горсовета. Народные избранники пока же считают, что городские власти сами должны находить средства на парковочные места. Где их взять - большой вопрос. В настоящее время существует масштабный проект, согласно которому на внедрение в центре Омска электронных парковок требуется внушительная сумма в размере 139 млн руб., из которых 75 млн руб. необходимо на покупку специальных паркоматов.
Сергей Фролов |
«На 139 млн руб. можно построить детский сад или отремонтировать 18 улиц. Эти вопросы сейчас реально решить с привлечением бизнеса, потому что Омск, к сожалению, город не богатый, налоговая база у нас не растёт, а уменьшается. Ещё возникает вопрос: а какая выгода будет от парковок для муниципалитета? Нам нужно понимать, что мы получим процент либо с земельного участка, либо с доли бизнеса, либо в качестве налога», – объясняет Сергей Фролов, первый заместитель мэра Омска, директор департамента городского хозяйства.
Появление электронных парковок поможет освободить обочины города от засилья автомобилей и частично решит ситуацию с пробками. Однако реализовать проект поэтапно, например, построить один паркомат, потом другой и третий - экономически невыгодно. При наличии свободной обочины и платного парковочного места автомобилисты в большинстве случаев выберут обочину. Именно поэтому необходимо охватить подобной системой весь центр города. Новый проект даже определил места под новые парковки - это 23 автодороги Омска, на которых можно разместить 7000 автомобилей.
А как у соседей?
В деле организации парковочных мест Омск ориентируется на опыт Москвы, Красноярска, Краснодара, Екатеринбурга, Самары. Где-то муниципальные службы отвечают за парковки, но общая тенденция всё-таки сводится к коммерциализации данной сферы. Во всех этих городах существует ограничение по въезду частного транспорта в центральную часть города с организацией парковочных мест на подъезде к нему. Подходы к реализации этого у всех разные. Например, в Новосибирске, Екатеринбурге и Москве у муниципалитетов хватило средств на воплощение всех идей в жизнь. В Красноярске и Самаре выход из ситуации искали с помощью инвесторов. Что касается стоимости парковочного места на таких паркоматах, он на уровне 50-60 руб./час в Москве, и 30-35 руб./час в других городах.
Сейчас строительством парковок в Омске в основном озабочены жители многоквартирных домов и владельцы различных торговых центров. Если они захотят организовать бесплатную парковку на конкретном месте, им необходимо подать заявление в специальную комиссию при департаменте городского хозяйства.
«Комиссия принимает решение по отводу в рамках полосы автодороги участка для парковок. Разрешение-то получить можно, но юридические казусы ограничивают реализацию всех проектов. Поэтому мы выходим с предложением в горсовет, так как не можем охватить весь объём работы - вопрос застопорился. Его обсуждали на заседаниях, но пришли к выводу, что проблему должен решать муниципалитет», – объясняет Сергей Фролов.
Юридические казусы
Кстати, из 134 заявок, поступивших в комиссию, одобрены только 54. Положительное решение выдаётся тогда, когда соблюдены строительные и санитарные нормы.
«Заявители не могут приступить к строительным работам, так как им мешает данный юридический казус. Некоторые на свой страх и риск построили бесплатные парковки на 491 машиноместо, полностью выполнили благоустройство», – поясняет Юрий Бибик.
Важно и то, что земельные участки под такими парковками не предоставляются в аренду, а остаются в муниципальной собственности. Это значит, если вдруг возникнет необходимость в проведении реконструкции дороги и других ремонтных работ, парковочные места могут демонтировать.
В ближайшее время вопрос с парковками в очередной раз обсудят на заседании городского совета, после чего будет ясно - станет ли легче жить омским автомобилистам.