aif.ru counter
340

О дорогах-дублерах и уличных ремонтах. Дорожные заторы сковали город

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Омске 24/09/2014
Движение на магистралях в городке нефтяников остановилось из-за ремонта сразу нескольких участков дорог.
Движение на магистралях в городке нефтяников остановилось из-за ремонта сразу нескольких участков дорог. © / Александра Горбунова / АиФ

Столица Прииртышья получила первую часть федерального транша на ремонт дорог – 304 млн рублей. Но омичи уже не знают, радоваться им или печалиться. К примеру, реконструкция Красноярского тракта привела к тому, что в одну многокилометровую пробку встали ул. Красный Путь и проспект Мира, а ведь это фактически единственное направление, ведущее из центра Омска в городок нефтяников.

«Пробковая» проблема

Добавляет головной боли жителям города и ремонт транспортной развязки на улицах Королёва – Заозёрная. Среднее время продвижения через дорожные заторы – полтора, а то и два часа.

– Дело в том, что в Омске, как и в большинстве крупных городов России, просто зашкаливает уровень автомобилизации, – комментирует Юрий Рябоконь, кандидат технических наук, доцент СибАДИ. – Лет 20 назад никто не задумывался о целенаправленном развитии автодорожной сети, которая в нашем городе, к примеру, рассчитана лишь на 120-130 тысяч машин. Сегодня в областном центре насчитывается уже свыше 400 тысяч автомобилей, то есть в три раза больше той нормы, которую может обеспечить пропускная способность наших дорог. Надо ли говорить, что в Омске нет системы дорог-дублёров, когда для замены шоссе, где ведётся ремонт, всегда есть параллельная транспортная магистраль. В результате, даже когда в ремонте хотя бы одна полоса, возникают существенные проблемы в дорожном движении.

Заметьте, функции дублёров могут выполнять именно полноценные транспортные магистрали, а не узкие дворовые улочки, по которым водителям приходится объезжать пробки. Многие автомобилисты, к примеру, пробуют прорваться по улице 4-й Поселковой, которая проходит параллельно проспекту Мира, но в часы пик забита и она. К тому же 4-я Поселковая через пару кварталов упирается в улицу Химиков, также намертво стоящую в пробке. Так образуются вторичные дорожные заторы, только усугубляющие общую проблему.

Но если автомобилисты хотя бы могут предпринимать попытки объехать пробки, то омичам, передвигающимся в общественном транспорте, остаётся только ждать.

– Чуть ли не каждое утро, проехав половину пути, я просто выхожу из автобуса в районе телецентра и иду до работы пешком, а топать мне почти до городка водников, – говорит Семён Липаев, проживающий в районе остановки «ДК им. Малунцева».

И хотя специалисты деп­транса планируют завершить дорожные ремонты до холодов, на существенное улучшение транспортной ситуации горожане уже не рассчитывают. Впереди сезонное обострение «пробковой» проблемы. По статистике, в осенне-зимнее время заторы на городских магистралях случаются намного чаще.

Где проще застрять?

Рано или поздно реконструкция Красноярского тракта и транспортной развязки на Заозёрной завершится – и пробки на проспекте Мира перестанут быть чем-то выдающимся. Они просто окажутся в одном ряду с дорожными заторами, с которыми омичи давно свыклись.

Новая транспортная развязка на Заозерной должна увеличить пропускную способность магистрали. Но пока там идет ремонт Невтяники стоят в пробках. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Скажем, проблемный участок находится на улице Новокирпичной. Дорога, соединяющая Ленинский и Октябрьский округа, уже давно не отвечает потребностям растущих новостроек в районах Московки и Московки-2.

На улице Фрунзе в часы пик также делать нечего. Одностороннее движение, обилие офисных зданий и недостаток парковочных мест создают в этом районе напряжённую дорожную ситуацию. Аналогичные причины приводят к пробкам на соседней односторонней улице Булатова, к тому же на полкилометра этой автодороги приходится три (!) светофора с пешеходными переходами.

Нет ничего проще застрять на пересечении улиц 70 лет Октября и Конева. Мощнейшие транспортные потоки просто мешают друг другу, но деться им больше некуда. Отсутвует иной путь и с метромоста, кроме как по улице 3-й Енисейской.

Маршрутки против автобусов

Долгие годы говорят о расширении омских автодорог, однако за последние десять лет удалось сделать не слишком много: увеличили ширину улиц Орджоникидзе и Красный Путь, «закатали» ул. Масленникова, а также подверглась реконструкции 7-я Северная. При детальном рассмотрении оказывается, что практически на любой омской автодороге может возникнуть пробка.

– В прошлый четверг по пути на работу я застрял в пробке на улице Гагарина, в районе остановки «Госпиталь», – говорит Александр Иванников, житель Октябрьского округа. – И вот представляете, мне до работы – две остановки, а я сижу и жду в 72-м автобусе. Через 20 минут поехали быстрее, а недалеко от перекрёстка с улицей Гусарова смотрю – стоит грузовик, который от столкновения с другим автомобилем развернуло почти поперёк дороги. Только проехали место аварии, автобус рванул так, что я был на своей остановке уже минуты через три.

Существенное влияние на дорожные заторы оказывает и острый дефицит подземных переходов, тогда как «зебры» встречаются через каждые 200-300 метров. Свой негативный вклад в проблему вносят и недисциплинированные водители маршруток. Подбирая пассажиров непосредственно перед остановками общественного транспорта, они зачастую тормозят общий транспортный поток.

– Ни в коем случае нельзя отдавать приоритет маршруткам перед автобусами и троллейбусами, – говорит Вадим Кормилец, заместитель директора городского департамента транспорта. – Напротив, необходимо сокращать количество «газелей» примерно в соотношении 1:3 за счёт автобусов вместимостью 60 – 100 человек.

Однако на самом деле муниципальный транспорт постепенно сдаёт свои позиции. За последние полгода в Омске оптимизации подверглись более 10 пассажирских маршрутов. Да и коллективы муниципальных предприятий сокращаются. Недавно слиянию подверглись ПАТП-7 и 9, а на прошлой неделе ПАТП-4 присоединили к ПАТП-1. В мэрии и горсовете говорят об экономическом эффекте около 20 млн рублей и обещают, что сокращению подвергаются лишь инженерно-технические кадры, а не транспортный парк. Если честно, в это слабо верится на фоне внезапного увольнения руководителя городского дептранса Олега Осинского, который переходит на новую работу, но уже не в омскую мэрию.

Средняя загруженность дорог в городах РФ (по данным на 18.00-19.00, в баллах). Фото: АиФ

От редакции: Возможностей для решения проблемы городских пробок множество. Можно развивать общественный транспорт взамен личного, строить многоуровневые автомобильные развязки и парковки. Но проблема в том, что на все эти идеи не было и нет денег. Финансовых средств из федерального транша хватит лишь на реконструкцию двух-трёх устаревших автомагистралей. Тем временем пробки в Омске в отдельные дни достигают 7-8 баллов. Иное дело, что их средние показатели, по данным сервиса «Яндекс-пробки», не превышают общероссийские. Впереди нас Новосибирск, Екатеринбург и Краснодар. Неужели омичам на этом и придётся успокоиться?

Кстати
Англичане решили, что пробки можно победить транспорт­ным налогом. Так, в пределах центральной части Лондона с февраля 2003 года введена плата на въезд частного транспорта. В российской столице пока не применяется платный въезд в центр города, но платные парковки уже ввели. В рамках эксперимента они появились в центре столицы ещё осенью 2012 года, а с 1 июня 2013 года проект был распространён в пределах всего Бульварного кольца. В декабре зона платных парковок распространилась на районы Замоскворечья и Якиманки, а также на другие участки между Бульварным и Садовым кольцами. С 1 августа введена платная парковка на 153 улицах за Садовым кольцом. Тариф составляет 40 рублей в час с индексацией. Стоимость месячного парковочного абонемента – 8 тысяч рублей, а годового – 80 тысяч рублей.

Успеть к октябрю

– В настоящее время Красноярский тракт, улицы Заозёрная и 24-я Северная представляют собой единый строительный объект, реконструкцию которого планируется завершить 4 октября, – рассказывает Алексей Сипатин, заместитель начальника отдела контроля городского департамента строительства. – Для улучшения ситуации было решено перекрыть движение по улице Королёва только частично, то есть в одну сторону движение будет открыто. В качестве перспектив дорожного строительства планируется реконструкция транспортной развязки улиц Маркса и Кирова, а также улиц 15-й Рабочей, Андрианова и Донецкой. Безусловно, Омску необходима дальнейшая модернизация дорожной инфраструктуры. Цифры статистики свидетельствуют, что ёмкость транспортного потока с 8.00 до 8.30, например в районе остановки «Городок водников», составляет около 6800 автомобилей в час, тогда как полтора года назад она была лишь 2660 автомобилей в час.

Хаос вместо дорог

– Проблема в том, что в городе производится частичная реконструкция отдельных отрезков дорог, а не целых магистралей, – поясняет Лариса Маслова, заместитель генерального директора «Омскгражданпроекта». – Для того чтобы решить проблему пробок, а не просто говорить о путях её решения, необходимо планировать городское пространство на годы вперёд, заранее предусматривать так называемые транспортные коридоры, по которым мы хотим направить основные автомобильные потоки. Но город, увы, застраивается без всякого плана. В большинстве районов не то чтобы магистрали стратегического значения, даже обычной автопарковки уже не построишь. Чем мы в лучшем случае занимаемся? Ставим всё новые светофоры и чертим пешеходные переходы, снижающие скорость движения. Что же касается куда более эффективных подземных переходов, то за последние 30 лет, кроме перехода в районе «Голубого огонька», ни один подземник в Омске не построен.

В поисках пути

– К сожалению, мы либо вкладываем деньги в расширение дорог, либо призываем всех пересесть на общественных транспорт, бросив личные автомобили. Эти шатания из стороны в сторону ни к чему не приведут – пробки останутся, – считает Игорь Фёдоров, старший преподаватель ОмГТУ. – Сегодня в пробках стоит Красный путь, хотя в своё время его расширяли. Машины заполняют улицу любой ширины, как вода заполняет трубу любого диаметра. Разумеется, можно расширять дороги до бесконечности, но только развитие общественного транспорта спасёт ситуацию. О метро нам, по всей видимости, придётся забыть. По крайней мере, в обозримом будущем. Поскольку нельзя просто запретить людям передвигаться на личных автомобилях, необходимо хотя бы ограничить их передвижение в центре города экономическими методами. Например, установить высокие штрафы за парковку вдоль магистралей Маркса, Красный Путь, Мира и так далее.

Официально
– Почти треть от общей суммы федерального транша в объёме более 1 млрд рублей будет направлена на завершение строительства дорожных объектов. В настоящее время в регион поступило свыше 304 млн рублей, из них 151 млн рублей направят на строительство магистрали от улицы 21-й Амурской до улицы Завертяева с транспортной развязкой через железнодорожные пути. 105,7 млн руб – на реконструкцию улицы 24-й Северной до ул. Королёва. Свыше 47 млн рублей предусмотрено на завершение строительства путепровода по улице Торговой. Эти объекты будут введены в эксплуатацию до конца 2014 года, – говорит Игорь Квасов, заместитель министра развития транспортного комплекса Омской области. – Продолжение финансирования зависит от качества и объёмов выполненных работ. Специалисты отраслевого министерства готовят очередную заявку на получение федеральных средств на строительство и реконструкцию дорожных объектов в г. Омске в 2014-2015 гг. Запланирована реконструкция магистралей на пересечении улиц 15-й Рабочей и Хабаровской, ремонт улиц Андрианова и Донецкой.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах