Примерное время чтения: 5 минут
455

Стройка века: Байкало-Амурской магистрали 40 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ в Омске 06/08/2014
Встреча ветеранов БАМа прошла в библиотеке им. Пушкина.
Встреча ветеранов БАМа прошла в библиотеке им. Пушкина. / Дарья Ремизова / АиФ

Ветераны первой железнодорожной бригады и первооткрыватели БАМа встретились в зале библиотеки им. Пушкина. Повод достойный – с момента начала строительства Байкало-Амурской магистрали прошло 40 лет.

К юбилею стройки открылась книжно-иллюстративная выставка «Трасса мужества: к 40-летию Байкало-Амурской магистрали». Здесь представлены книги, публикации из периодической печати, комплекты открыток и музыкально-нотные сборники, раскрывающие историю строительства, современный взгляд на БАМ.

К юбилею стройки открылась книжно-иллюстративная выставка «Трасса мужества: к 40-летию Байкало-Амурской магистрали». Фото: АиФ / Дарья Ремизова

Строители БАМа – поистине легендарные личности, которые в 1974 году, преодолевая голод, холод и боль, прокладывали железнодорожные пути и поднимали экономику России. Сейчас Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

Лучшее время

– Место строительства нам определили в Кургане, – вспоминает Анатолий Кобец, воин 1-й железнодорожной бригады. – Не все из нашей бригады хотели туда ехать, а я согласился. Приехал в 1975 году и даже не знал название посёлка. Строить БАМ стали не сразу, вначале это были лишь планы, наброски. Но когда выработали стратегию, всё пошло как по маслу! Жить приходилось в палатках. Я прослужил там 11 лет, поэтому не понаслышке знаю, что такое строительство. Но сейчас я понимаю, что это было самое лучшее время в нашей жизни! Люди были сплочённые, дружные и думали не о деньгах. Кстати, сейчас, благодаря интернету, мы общаемся со многими сослуживцами из разных городов.

Встреча ветеранов БАМа прошла в библиотеке им. Пушкина. Фото: АиФ / Дарья Ремизова

На трассе дороги пробито 10 тоннелей, среди них – самый протяженный в России – Северо-Муйский тоннель. Магистраль пересекает 11 крупных рек, проходит более 60 городов и поселков!

Не легче, чем на войне!

Михаил Кашин, заместитель начальника отдела первой железнодорожной бригады, рассказывает:

– Мы были на восточном участке БАМа. Офицерский состав имел опыт строительства магистралей, солдаты, которые строили БАМ, такого опыта не имели. Было много трудностей: высокий уровень радиации, мерзлота, солнечные лучи не попадали к нам совсем. Нам говорили – у вас не легче, чем на войне! Как ляжешь спать, так и будешь лежать всю ночь, перевернуться было невозможно. Но мы всё пережили. Наш народ, когда этого требуют обстоятельства, может проявлять героизм.

Участники 1-й железнодорожной бригады внесли огромный вклад в строительство БАМа. Фото: АиФ / Дарья Ремизова

27 октября 1984 – уложено последнее «Золотое звено» дороги. Этот день считается днем рождения магистрали. Длина основного пути Тайшет – Советская Гавань составляет 4 287 км.

Главный стимул – прибыль?

В архивных материалах к 35-летию БАМа можно встретить ещё одно объяснение того, почему строительство магистрали так захватило всю страну: «Разница между теми временами и днем сегодняшним, подмечается в мотивации. Как строили БАМ? Тогда людям было достаточно лозунгов, они шли и делали исходя из них. Жители 90-х разрушили страну, пытались её бездарно проесть. Сегодня главный стимул – прибыль».

Пришедшие на встречу, молодые ребята из студенческих отрядов города, пообещали продолжить дело ветеранов, возводить объекты, строить новые дороги и дома.

Выставка «Трасса мужества: к 40-летию Байкало-Амурской магистрали». Фото: АиФ / Дарья Ремизова

В библиотеке им. Пушкина почётные грамоты за огромный вклад в строительство БАМа получили омские ветераны: Любовь Курганова, председатель ветеранской организации магистрали, Михаил Кашин, Роберт Геворкян, Валентин Кудрявцев, Нина Буранская, Дарья Огула, Дмитрий Чинаков, Людмила Куприянова, Григорий Вовк, – участники 1-й железнодорожной бригады.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах