aif.ru counter
170

Кем заменить маму: Директор детского дома о семейных ценностях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Омске 22/08/2012
Максима Кармаева

В 1997 году Константина МИЛОРАДОВИЧА (в ту пору бизнесмена, ныне - директора детского дома № 5), посещали такие же мысли:

- Негатив был у всех. Считалось, что детский дом - это исключительно проблемные дети. Но какие ещё должны быть представления, если все мы росли в одной и той же стране, смотрели одни и те же фильмы? Социальной рекламы о том, что такие дома существуют, не было. Считалось, что у нас нет ни наркомании, ни проституции, ни воровства, ни социального сиротства.

Ровно 15 лет назад Константин Владимирович с нуля провёл реконструкцию и открыл детский  дом. Бросил бизнес, получил психолого-педагогическое образование и начал работать с сиротами.

«Упал - отжался»

- Константин Владимирович, у Вас, как у бывшего военного, в воспитании детей основной упор на дисциплину?

- В армии основной принцип педагогики - «упал - отжался». А тут нужно иметь определённые знания, поэтому пришлось окончить вечернее отделение психфака ОмГПУ. Ведь самое главное - жизнь и здоровье детей, иначе зачем мы здесь вообще нужны, если ребёнка угробим? Важно соблюдать технику безопасности, ПДД…

- Почему Вы всё-таки 15 лет назад предпочли остаться с детьми и не вернулись в бизнес?

- Я человек верующий, считаю, если Богу угодно, значит, так и должно быть, значит, я нахожусь на своём месте. Если бы этот детский дом не создавали с нуля, я бы сюда не пошёл. Мне было бы просто неинтересно. Я первые два года работы принципиально в другие детские дома не ездил. Не хотел сравнивать, перехватывать чьи-то плохие или хорошие идеи. Хотя мои представления о детдоме - это советский фильм о беспризорниках «Республика ШКИД». Негатив был у всех.

Синдром опеки

- Я знаю, что в детских домах прилагают все усилия, чтобы компенсировать семью. Но как это можно сделать?

- Никак. Можете большими буквами написать: НИКАК. Ребёнок должен воспитываться в семье. Всё, что мы делаем здесь, - это эрзац. Например, есть кожа, а есть кожзаменитель. Здесь тоже самое. Семья - это транслятор культурных, семейных традиций, а ребёнок в детском доме - это Иван, родства не помнящий. В большинстве все они - сироты при живых родителях. Да, мы организовываем им досуг, присматриваем за ними. Наши дети живут более насыщенной и интересной жизнью, нежели домашние. У нас на базе детского дома есть кружки, спортивные секции, театр мод… Мы на хоккей ребят водим, они от «Авангарда» в восторге, сами с клюшками бегают. Может, они лучше одеты и накормлены, чем дети в семьях со средним достатком. Есть понятие семейной депривации, что означает лишение ребёнка семьи. Потом детский дом - это закрытое учреждение, ребёнок не может находиться там, где хочет. Значит, присутствует социальная и эмоциональная депривация. Элементарный пример - наш ребёнок не знает, что такое яичница. Роспотребнадзор запрещает её готовить, сальмонеллёза боится. В этом плане ни один детский дом семью не заменит.

- Найти работу, адаптироваться в обществе - как детдомовцы с этим справляются?

- Если ребёнок попадает в нормальный социум, то адаптируется без особых проблем. Если нет, то всякое бывает. Как и в любом обществе - 10-15% неуспешных воспитанников. Успешных выпускников, получивших высшее или среднее образование,  больше. У нас даже есть трёхкратный чемпион мира по панкратиону. Все остальные - обычные ребята, звёзд с неба не хватают. В вузы мы их не заставляем идти, понимаем, что в Омске не хватает рабочих рук. Я сам  после школы работал токарем, потом пошёл в армию, после армии поступил в военное училище. Начальное образование - это нормально, многие потом поступают в техникумы и вузы. Те, кто сразу идёт в институт, - штучные дети. Если ребята попали к нам из неблагополучных семей, где ходили в школу через раз, то мотивировать их на учёбу сложно.

- Вы следите за судьбами своих выпускников?

- Сейчас в соцсетях переписываемся, общаемся. Я сказал выпускникам, чтобы 28 августа приходили на юбилей детского дома. Они к нам постоянно в гости заходят, чаще всего те, у кого начинаются проблемы в жизни. Это ведь был их дом, они ждут от нас помощи. Хотя нужно учиться жить самостоятельно. В детском доме за них всё делают воспитатели, и из-за гиперопеки наши детки растут социально инфантильными.

- За 15 лет работы в детском доме Вы поняли, что главное в воспитании детей?

- Главное - воспитать достойного человека. Никаких других целей нет. 

- За провинности наказываете?

- А как наказывать? Гулять не пустить? Эти дети в жизни столько натерпелись от родителей, что ничего не боятся. Можно только разговаривать с ними, убеждать.

- Воспитанники Вас, наверное, папой называют?

- Половина зовёт папой Костей и на «ты». Я на это внимания не обращаю, им так проще. Воспитатели для них в основном «мамы». У нас ведь в детском доме нет групп, есть семьи. Да и словосочетание «детский дом» мы стараемся не употреблять. Просто говорим «наш дом». В конце концов, сироты - такие же дети, как и все остальные.

ДОСЬЕ

Константин Милорадович, директор детского дома №5. Окончил Военно-транспортный университет железнодорожных войск РФ в Санкт-Петербурге, занимался бизнесом. В 1997 году основал детский дом. В 2002 году окончил ОмГПУ по специальности «психология», аспирантуру.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах