Примерное время чтения: 6 минут
178

Бизнес глазами статистики: Омский предприниматель молод, оптимистичен и стабилен

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ в Омске 19/10/2011

Презентация проекта состоялась на заседании круглого стола с участием специалистов банка, руководителей общественных организаций, представителей муниципалитета. Тема исследования: «Малый и средний бизнес. Государственная поддержка, новые инициативы, насущные проблемы». Задача - анализ сегодняшнего состояния данного сегмента рынка. В том числе выявление фактов, влияющих на принятие решений в бизнесе, определение уровня осведомлённости бизнесменов о государственных программах и доступных финансовых продуктах. Одновременно аналогичные акции прошли ещё в 15-ти российских городах, в основном - миллионниках. Конечной целью по замыслу авторов исследовательского проекта станет формирование партнёрских взаимоотношений между предпринимателями, административными и общественными организациями, а также создание востребованных предложений для малого и среднего бизнеса на рынке финансовых услуг.

Собирательный образ

В Омске было опрошено 1 800 респондентов из числа собственников и руководителей предприятий. В исследовании применялся отраслевой подход: половина опрошенных из торговли, по 25% из общего количества участников анкетирования - представители предприятий промышленности и сферы услуг. Результаты опроса показались авторам проекта интересными и перспективными.

- Малый бизнес Омска относительно молод. В Омской области доля молодых предпринимателей (тех, чей бизнес существует менее трёх лет) составляет 38%. Это выше среднероссийского показателя, - комментирует результаты исследований Валерия Романова, главный эксперт дирекции маркетинговой поддержки малого бизнеса банка «УРАЛСИБ». - В числе основных факторов, повлиявших на принятие решения об открытии собственного дела, 57% опрошенных назвали желание работать на себя, а 33% хотели больше зарабатывать. На вопрос о том, как предприниматели получили средства для начала собственного дела, 39% ответили, что это были собственные средства плюс средства партнёров, 20% воспользовались банковским кредитом, 13% заняли у родственников и друзей. Ещё один интересный вывод: 67% омских предпринимателей планируют дальнейшее развитие своего бизнеса без смены сферы деятельности. Почти треть предпринимателей хотят развиваться за счёт расширения сети филиалов, 15% - за счёт внедрения нового оборудования, 23% устраивает сегодняшнее положение вещей и развиваться они пока не будут. Характерно, что у 16% респондентов в 2011 г. резко улучшилось положение дел. Российский показатель - 7%.

По заключению исследователей из ВЦИОМ (в сравнении с коллегами из других российских городов), наши бизнесмены более самостоятельны. При этом 90% на данный момент не планируют менять сферу деятельности своего бизнеса. Аналогичный общероссийский показатель - 95%. Из этого сделан ещё один вывод: стабильность - отличительная черта российского предпринимателя.

 Особо отмечена авторами проекта осведомлённость предпринимателей о наличии действующих государственных и муниципальных программ поддержки бизнеса.

Инструменты для дела

В Омске этот показатель охарактеризован как очень высокий - 36%. О грантовых проектах, различных возможностях поручительства и гарантий по кредитам, микрокредитовании и т. д. омские бизнесмены знают. Другой вопрос, что воспользоваться этими инструментами довелось пока немногим. В то же время 60% считают, что сегодня вполне реально получить банковский кредит на развитие бизнеса.

- Для того чтобы презентовать возможности использования финансовых продуктов банка в бизнесе, мы проводим Дни открытых идей для предпринимателей, - рассказывает Анна Тризно, организатор продаж по малому бизнесу филиала банка «УРАЛСИБ» в г. Омске. - Такие встречи пройдут 18 и 24 октября в 16.00 в городском Центре поддержки предпринимательства по адресу ул. Степная, 73. Ещё одно важное направление в работе банка - сотрудничество с общественными и государственными организациями в организации поддержки и консультативной помощи предпринимателям. Большое внимание мы уделяем доступности кредитных ресурсов. В банке действует кредитная линейка, направленная на различные виды бизнеса. Половина наших заёмщиков - предприятия торговли, 20% - субъекты производства и сельского хозяйства. Самое важное сегодня, на наш взгляд - выстраивание диалога между банком, предпринимателями, общественными организациями и госструктурами.

Мало знаний

Исследование ВЦИОМ выявило одну общую для всей страны особенность. Российские - в том числе и омские - предприниматели недооценивают фактор получения новых знаний. На вопрос «посещали ли вы образовательные семинары для предпринимателей?» большинство омских бизнесменов ответили отрицательно. У многих просто нет времени на такие мероприятия.

- Недавно я побывала в девяти городах, эта поездка показала, что все претензии предпринимателей и проблемы их бизнеса от нехватки образования и недостаточности коммуникаций, - расссказывает Александра Игнатьева, генеральный директор Союза российских городов. - Бизнесу не хватает образования для участия в государственных и прочих программах. Недостаточно знаний о том, как и где взять кредит и как правильно использовать заёмные средства. В связи с чем, например, возникает много препятствий для освоения бизнесом бюджетных средств. В своё время мы инициировали разработку комплексных инновационных планов развития моногородов, а их у нас 335. В результате получили массу фантастических, плохо написанных проектов, из которых всего пять были более-менее реальны. Сегодня самая востребованная и хорошо проявившая себя форма дополнительного образования для бизнесменов - бизнес-инкубаторы. Наиболее успешно они сейчас работают в Нижнем Новгороде. Помимо новых знаний, подобные образовательные курсы открывают для бизнесменов и новые возможности: в период обучения о них узнают в финансовых и государственных структурах, соответственно свободнее дают кредиты, выделяют гранты и т. д.

Владимир Виноградов, председатель Совета ОРО «Опора России», предлагает свой вариант решения проблемы:

- Будь предприниматель хоть семи пядей во лбу, он не может одновременно быть юристом, экономистом, бухгалтером и руководителем. Должны быть созданы отдельные структуры, которым бы малый бизнес отдавал на аутсорсинг отдельные направления в своей работе. После этого появится новый слой предпринимателей, - убеждён Владимир Геннадьевич, - честных и порядочных, потому что им не нужно будет изобретать схемы ухода от налогов и сокрытия доходов. Их бухгалтерию, например, или юридические вопросы будут вести грамотные, специально обученные специалисты, что позволит избежать нарушений и ошибок.

Задача - помогать

Подводя итог встрече, собравшиеся сошлись в одном: предприниматель должен быть образован, но пока в этом сегменте рынка дефицит хороших профессиональных кадров. А значит, задача государства, финансовых структур и общественных организаций - активнее оказывать предпринимателям консультативную помощь, организовывать образовательный процесс и всячески облегчать труд предпринимателей, сокращая их временные, финансовые и моральные затраты.

На правах рекламы

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах