Средний возраст школьного учителя в России составляет 45-47 лет. Молодые специалисты, которые только выпустились из вуза, не всегда стремятся построить карьеру в сфере образования, предпочитая другие отрасли. А те, кто всё же вступили на педагогическую стезю, иногда не выдерживают и года, и, разочаровавшись в своих мечтах, покидают школы.
Однако есть люди, которые считают, что плюсов у профессии значительно больше, чем минусов. В их числе 23-летний учитель истории и обществознания омской школы № 130 Платон Кузнецов, ставший полуфиналистом конкурса среди педагогов-предметников «Классная тема». Мы решили узнать у Платона, каким, по его мнению, должен быть современный учитель, чем он занимается в должности советника по воспитанию и почему решился на участие в престижном конкурсе.
Книга в дорогу
Юлия Истомина, omsk.aif.ru: Платон, когда вы поняли, что хотите стать учителем и почему выбрали именно историю как направление?
Платон Кузнецов: За своё детство я кем только не хотел стать, но всегда это было что-то романтическое: например, врач скорой помощи или проводник поезда. В школе был активистом, поэтому проводил в стенах учебного заведения много времени. В гимназии № 26, где я учился, меня окружали прекрасные педагоги, так что мне было на кого равняться.
Единственное, я не всегда хотел быть историком. В разные годы был увлечён географией, физикой, но в 9-м классе сделал свой выбор в пользу истории. Я тогда занимался борьбой и нам предстояла долгая дорога до места проведения соревнований. Взял в дорогу первый попавшийся учебник, это была «История России», так и провёл всё время за чтением. Сначала по программе, потом с увлечением. Как вернулся, получил сразу несколько пятёрок и понял, что история - это круто, с тех пор и проснулся интерес к ней.
- Современный учитель - какой он?
- Современный учитель - это не транслятор знаний. Войну за главный источник информации мы вместе с учебниками давно проиграли интернету, что и неплохо. Я считаю, наша задача - направлять, помогать разбираться в нюансах, но ни в коем случае не «вбивать» знания в головы ученикам.
- А в школу вы устроились ещё во время своей учёбы в университете?
- Этим летом я выпустился из Омского педагогического университета, а 12 сентября было уже четыре года, как работаю в школе. В течение двух лет я был просто старшим вожатым, но с сентября 2020-го получил классное руководство и часы по истории и обществознанию.
У нас в школе достаточно много молодых специалистов, но кадровый голод всё равно есть. Очень радует, что с каждым годом наш омский педуниверситет выпускает всё больше молодых и талантливых педагогов, значит, шанс исправить ситуацию всё-таки есть.
- Есть ли у вас идеал педагога?
- Да, с идеалами мне повезло. Мои школьные учителя - Ольга Алексеевна Шипицина, Светлана Михайловна Киселёва, Наталья Николаевна Кащенко. В университете на историческом факультете тоже плеяда прекрасных педагогов - Наталья Станиславовна Макарова, Евгения Юрьевна Навойчик, Елена Анатольевна Черкевич, Юлия Борисовна Дроботенко.
Много знаний мне дало дополнительное образование, я с 14 лет занимаюсь в Городском дворце творчества, выпустился из ГПШ «Поиск», а сейчас работаю вожатым в ПО «Бриг». Анна Вячеславовна Козина, Марина Дмитриевна Кученкова и Татьяна Юрьевна Музыченко дали мне навыки, которые помогают сегодня в работе. Каждая из них внесла огромный вклад в нынешнего меня как человека, так и педагога.
Путь молодым
- У учителей в школах огромное количество забот и дел, которые нужно выполнить, поэтому часто они нам запоминаются вечно уставшими. Как вам удаётся сохранять позитивный настрой?
- Проблемы не обходят учителей стороной, это не секрет. Вопрос даже не в объёме работы и бумаг, которые нужно заполнить, сильно сказывается нехватка педагогов. Работу, которую в идеале должны делать 3-4 человека, часто приходится выполнять кому-то одному.
Я здесь не исключение. Как поётся в песне Аллы Пугачёвой: «Вы не верьте, что живу я как в раю и обходит стороной меня беда…» Бывает очень тяжело, иногда хочется всё бросить, но силы появляются, когда получаешь отклик от детей, их родителей и коллег. Это мотивирует.
- Вы к тому же ещё и советник по воспитанию в школе? Расскажите подробнее об этой деятельности: чем приходится заниматься, какие вопросы решать?
- Советник по воспитанию - это значимая работа в школе. Сейчас государство делает большой акцент на воспитательную работу - и это действительно важно. Для решения этих задач отличным подспорьем является, кстати, проект «Навигаторы детства».
Моя основная задача на посту советника - сделать так, чтобы дети в школе чувствовали себя комфортно, понимали, что они служат важной частью учебного процесса. Без всего этого школа - враг, а мы не можем этого допустить.
- Что вы можете сказать о современных учениках? Какие они?
- К счастью, я учился в школе не так давно, поэтому во многом отлично понимаю современных детей. Они у нас прекрасные, пытаться ломать их, менять через силу не имеет смысла. Как писал Шалва Амонашвили, главное - это безусловная любовь к детям, а остальное - дело времени.
Я классный руководитель 7 класса, в нём больше мальчишек, чем девочек, они активные, и поэтому их бывает сложно успокоить, но в этом и заключается их прелесть. Люблю учеников за то, что они искренни в своих эмоциях и действиях, даже если порой и не соответствуют моим ожиданиям. С родителями нашего класса с первых дней удалось найти контакт и общий язык.
Задача педагога - направлять, помогать разбираться в нюансах, но ни в коем случае не «вбивать» знания в головы ученикам.
- А за жизненными советами дети к вам обращаются?
- Обращаются, что очень приятно. И это самые разные вопросы: как лучше попросить другого учителя исправить оценку, как бы я поступил на их месте, дать совет насчёт общения с родителями и романтических отношений. Дети доверяют, и я стараюсь это доверие оправдывать, помогать и поддерживать их по мере своих возможностей. Хочется горы свернуть в такие моменты.
Топ-35 по всей стране
- Сейчас вы участвуете в конкурсе «Классная тема». Как решились на такую авантюру?
- В конкурс попал случайно, предложили поучаствовать в университете. В итоге смог пройти в полуфинал. Было очень неожиданно, так как заявки на участие оставили несколько тысяч талантливых педагогов со всей страны. Поэтому попасть в топ-35 было непросто.
Видео снимал, находясь в командировке в МДЦ «Артек», без специального оборудования, которое есть в школе. В качестве профессионального приёма, который просили использовать организаторы, я загадал историческую загадку. Честно, даже не предполагал, что моя визитка окажется в числе тех, которые отметит жюри.
10 сентября в Москве прошли съёмки. Мы с продюсерами и сценаристами канала «Россия-1» приготовили небольшое обучающее видео в формате «просто о сложном» на одну из тем отечественной истории. Для меня это интересный опыт, а что будет дальше, покажет время.
- Если бы вы не пошли в учителя, то чем бы хотели заниматься?
- Не думал об этом. Мне кажется, если бы я не вёл уроки, то всё равно нашёл бы себя в какой-то другой сфере просвещения и воспитания. Даже мои хобби связаны с работой, ведь уже на протяжении пяти лет я вожатый педагогического отряда «Бриг».
Если на секунду помечтать и представить, что школ совсем не будет, я бы пошёл в бортпроводники. Интересная ведь деятельность?