Имя омского микроминиатюриста Анатолия Коненко занесено в Книгу рекордов Гиннесса за создание самой маленькой книги в мире. А ещё в коллекции мастера сотни экспонатов, красоту которых можно разглядеть только под лупой или микроскопом. Его шедевры умещаются в кедровый орех или вишнёвую косточку, рисовое и даже маковое зёрнышко, а некоторые экспонаты держатся буквально на волоске.
О редком виде ювелирного искусства; о том, насколько творцу важно общественное признание; о взаимоотношениях с сыном и о привязанности к Сибири мастер-микроминиатюрист, который в феврале отметит 70-летний юбилей, рассказал корреспонденту omsk.aif.ru.
Жизнь под микроскопом
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Анатолий Иванович, вы первый в Сибири микроминиатюрист. Как пришли к такому редкому направлению искусства?
Анатолий Коненко: Я даже сам себе всегда по-разному отвечаю на этот вопрос, видимо было несколько путей, которые сошлись и привели меня к этому занятию. Главный из них – изготовление макетов зданий, интерьеров комнат я занимался со студентами, будучи преподавателем в строительном колледже.
Однажды надо было выполнить маленький макет кухни. Завершив его, у меня, как у художника, возникла идея, чтобы на стенах появились обои. В 1980-е годы материалов не было, поэтому стал придумывать, как их нарисовать. Когда сделал обои, захотелось, чтобы в интерьере появилась реальная картина в багете…
Для этого пришлось создавать специальные микроинструменты, кисточки. Получилось. Перешёл к созданию миниатюрной мебели. Не простой, а с изящной резьбой, чтобы в шкафах открывались дверцы, а в крошечном торшере, загоралась лампочка.
Такие работы вызывали огромный интерес у людей, а мне хотелось в этой области развиваться дальше. Сделал целую серию самых маленьких картин. И меня начали засыпать вопросами могу ли я сделать то или другое. Так я стал пополнять свою выставку работами, выполненными в разных направлениях прикладного искусства.
- Значит всё-таки первой работой была не классическая для миниатюристов подкованная блоха?
- Блоха появилась гораздо позже, когда у меня уже выставки были. Подходили люди и спрашивали, где блоха? Тогда и начал думать, где взять блоху, какой размер сделать, как её подковать. Занимался этим вопросом семь лет. Параллельно, конечно, делал другие работы, потому что «сел и сделал» - так не бывает. Идею с живописью, например, продумывал 12 лет. Казалось бы - сядь и нарисуй, но только мельче. А нет, не получится, надо подобрать специальные кисточки, краски.
В рядах амбассадоров
- Образ будущей работы, созревший в голове, сразу рождает технологию её воплощения в жизнь?
- Сейчас да. Раньше такого не было. Например, комар с футбольным мячом. Сам образ нужно было продумать, насколько это будет красиво. Ножки комара, его крылышки надо расставить под нужным углом, подобрать свет, нужный масштаб, чтобы видеть, как это будет выглядеть на фотографии.
Всё должно присутствовать в совокупности, чтобы создавать завершённую картину. Сегодня я могу уже сразу прикинуть, за сколько и какую работу я сделаю от начала до конца. Потому что, когда ты знаешь, как это делать, то проблем никаких нет.
Когда я работаю, то ухожу в такое состояние как будто я не я. Словно кто-то делает, а я лишь наблюдаю со стороны.
- Сколько времени вы можете посвятить работе?
- Раньше я работал с 9 утра до 12 ночи, иногда и до часу. Кажется, очень долго, но внутри было столько энергии и желания, что это не доставляло каких-то трудностей. С годами я уже больше времени даю себе на отдых. Но если надо, то могу работать по 12 часов и сейчас. Последний раз столько времени провёл за работой на выставке «Россия» на ВДНХ.
- Ваши работы представлены на стенде «Омск – ты просто космос!» на ВДНХ. Что вам даёт участие в этой выставке?
- Для меня это не новшество. Я всегда представляю Омский регион, когда наша делегация куда-то выезжает. Если меня приглашают, то собираюсь и еду. На каком основании я откажу, если могу помочь представить свой город чем-то необычным. Я уже знаю, какие работы, сколько и куда лучше везти, собираю коллекцию, а дальше вписываюсь в рамки организаторов мероприятия. Работы всегда вызывают восхищение. Люди приходят, смотрят, удивляются, приводят других.
На выставке представлена моя новая работа, которая буквально на днях попала в Книгу рекордов России. Это наименьший агитационный лозунг в нашей стране.
От идеи до шедевра
- Над чем сегодня работаете?
- Сегодня в пору подводить итоги работы, а это большой труд. Много фотографий и работ, которые надо систематизировать. Я не всё помню, что делал. Иногда бывает возникает идея, начинаю рисовать, иду в мастерскую, а работа такая уже, оказывается, у меня существует. То есть я уже материализовал идею, но она ещё остаётся в голове.
А бывает по-другому: смотрю на какую-нибудь из работ и не понимаю, как я мог её сделать. Мне сложно это объяснить. Когда я работаю, то ухожу в такое состояние, как будто я - не я. Словно кто-то делает, а я лишь наблюдаю со стороны. Порой думаю, вот эту задумку точно невозможно воплотить, а работа делается и рождается новый шедевр.
- Какой материал используете?
- Любой; чем больше его разнообразие, тем лучше. Я собираю всё интересное, что увижу, и складываю в свои коробочки, потому что понимаю - это когда-то где-то пригодится. Цветной пластик, дерево разных пород. Одно лучше режется, другое проще отшлифовать, каждый материал ведёт себя по-разному. Постоянно что-то придумываю, использую новые технологии.
- Сколько у вас постоянно действующих выставок?
- Мои выставки постоянно работают в Санкт-Петербурге, Москве, Омске. Коллекции миниатюрных книг представлены в библиотеках многих городов России. Неоднократно выставлял свои коллекции за рубежом. У всех, кто приходит посмотреть на коллекции миниатюр, реакция одна –удивление, восхищение. Честно говоря, я не встречал людей, которые не проявили бы интереса к моим работам.
- Вы создали коллекцию миниатюрных книг на разных языках. Как пришла эта идея?
- У меня есть серия книг одного масштаба на русском, белорусском, казахском и других языках. У каждой национальности своя литература, свои поэты. Если я планирую посетить какую-то республику, то понятно, что местному населению будут интересны работы, связанные с их культурными традициями. Поэтому я заранее начинаю заниматься этим вопросом, провожу исследования, созваниваюсь с министерством культуры для того, чтобы узнать, что будет интересно гостям выставки на конкретной территории.
Идиллия начинается с души
- Наверняка у вас было много предложений о переезде. Почему остаётесь в Омске?
- У меня есть возможность хоть сейчас переехать в любой город, но я не хочу. Я езжу по стране, но меня тянет обратно. Сложно объяснить, почему: это какое-то внутреннее состояние. Мне здесь комфортнее работать.
- Ваше имя внесено в Книгу Рекордов Гиннесса. Вообще для вас важно признание вашего творчества?
- Если тебя признали, значит, ты будешь нужен, тебя будут приглашать на встречи. Конечно, это важно, когда люди знают, что перед ними, к примеру, Нобелевский лауреат или олимпийский чемпион. Это же другой статус, уровень. Так и в творчестве.
- Ваш сын – основатель книги рекордов России, известный человек. Вы помогаете друг другу?
- Когда мы собираемся вместе, сразу возникает множество идей: и по его теме рекордов, и по созданию миниатюр. Изначально, пока он не нашёл дело своей жизни, мы работали вместе. Вдвоём мы могли делать больше, он мне и в реализации идей помогал, придумывали совместные проекты. Например, самый маленький аквариум в мире. Я работал над созданием аквариума, он искал рыбок. Изобрели компрессоры, которые распыляют воздух в миниатюрном объёме для создания микропузырьков.
У нас нет проблемы отцов и детей, в этом плане у нас идиллия. Мы можем говорить на разные темы: о молекулах, Вселенной и т.д.
Важно быть нужным
- Ваше творчество могло быть востребованным в важнейших сферах жизни, например, в микрохирургии…
- Такие предложения поступали в 1990-е – 2000-е годы. В то время медики обращались за помощью, я сотнями экземпляров делал по заказу микроскальпели, микропинценты для операций, ремонтировал их. Такое оборудование дорогостоящее, и в то время поставок практически никаких не было, поэтому использовали то, что есть. Сейчас в медицине применяются современные роботы и микроскопы.
- Анатолий Иванович, вы состоите в общественном совете при УФСИН, общаетесь с заключёнными. Считаете, что можно их перевоспитать творчеством?
- Задача УФСИН не перевоспитать, а охватить духовностью людей, которые по разным причинам оказались за решёткой. К ним приходят священнослужители, но это другая духовность, я несу им культуру. Если поговорить с каждым из заключённых индивидуально, то окажется, что там очень много духовных людей.
Когда я начинаю рассказывать им о своём творчестве, то вижу, что в них начинает просыпаться интерес. Многих людей, которых я видел в местах лишения свободы, встречал впоследствии на гражданке. Они узнают, подходят, общаемся.
- Чем увлекаетесь? В чём находите отдушину?
- Моё творчество своей многогранностью заставляет меня не только сидеть под микроскопом и рисовать что-то, а делать изыскания, производить поиски, встречаться с людьми. При общении рождаются новые идеи, даже прогулки дают новые мысли. Иду и наблюдаю, как ветер качает деревья у собора и думаю нарисовать это надо, и уже вижу какими красками буду это делать. Веточку сосны увидел и задумался, а что можно сделать с ней… Я всегда в этом процессе нахожусь.
Человек должен развиваться. При создании какой-то книги мне нужно изучить биографию и творчество поэта, прежде чем его издать, а для этого он должен меня чем-то заинтересовать.
- У вас есть мечта?
- Все мои мечты находятся в мастерской, и там очень много нереализованных фантазий, которые ждут своего звёздного часа.