Многосерийные, полнометражные и короткометражные, пластилиновые, кукольные и нарисованные - каких только не бывает мультфильмов! Сегодня у каждого ребёнка есть возможность окунуться в этот удивительный мир анимации и стать настоящим творцом.
В Омске подвели итоги фестиваля любительских фильмов «Фильмёнок». В одной из номинаций победила работа ученицы руководителя студии «Зелёный заяц» Екатерины Ивановой, у которой мы узнали, как оживить пластилин и другие неодушевлённые предметы и в каких современных мультфильмах заложена очень глубокая мораль.
От идеи к мультфильму
Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Екатерина, расскажите, как вы пришли в анимацию?
Екатерина Иванова: Я пришла работать по специальности: окончила ОмГУ им. Ф. М. Достоевского по программе «Народная и художественная культура». Моя специализация так и называется: «Руководитель кино-, фото-, видеостудии». Какое-то время у меня были кружки по фотографии, ведь сейчас у всех ребят есть телефоны, они чаще всего думают, что всё умеют… И вот после декрета директор мне говорит: «Ведите-ка вы студию анимации». И хотя нашей студии «Зелёный заяц» всего второй год, мы уже можем похвастать своими успехами.
- А это было осознанным решением - получить такую профессию?
- Первое образование у меня экономическое. А однажды во время прогулки по городу увидела вывеску «Омский технологический колледж, мы принимаем на фотографов» и решила попробовать. Причём фотография меня никогда не интересовала, у нас даже фотоаппарата дома не было. Но окончила колледж с отличием, решила продолжить обучение в Омском государственном университете. И ни капельки не жалею о своём решении.
- Как проходят занятия в студии анимации? Чему вы учите детей?
- Мы оговариваем тему, ставим задачи. Я показываю ребятам, как нужно сделать. С детьми постарше можно было бы обойтись только словами, но у нас в основном занимаются ребята 7-11 лет. Поэтому сначала мы делаем всё вместе, а потом они самостоятельно пытаются повторить то, что я им показала. И мы резюмируем, где хорошо, а где нужно что-то исправить.
Отдельное направление у нас - студия «ТикТок». Занятия проходят дистанционно для старших школьников 11-16 лет. Мы просто подумали, что дети сутками пропадают в «Тик-Токе», и решили дать им возможность не только смотреть, но и переснимать, то есть думать головой, работать руками.
- Часто дети ходят в кружки и секции по наставлению родителей. К занятиям в вашей студии это не относится?
- Практически все приходят по собственному желанию. Только в прошлом году был мальчик, мама которого позвонила и говорит: «Вы знаете, мы наслышаны про вашу студию, всё так здорово. Но наш сын никуда не хочет ходить…» В итоге его привели. И этот мальчик за весь прошлый год пропустил лишь одно занятие!
Я вообще не встречала пока детей, которым не нравится снимать мультики. Анимация очень простая, но она помогает ребёнку высказаться. Да и заниматься ею могут дети с четырёх лет.
Маленькие победы
- На конкурсе «Фильмёнок» вы победили в номинации «Культурное наследие России». Почему именно такая номинация и почему именно такой фильм вы решили снять?
- Фильмами мы занимаемся дополнительно, их нет в программе. Но если мы видим какой-то конкурс, сразу думаем: а почему бы не поучаствовать? Детям нравится чувствовать себя актёрами, им приятно показать, что они не только умеют что-то делать руками. Сейчас век такой: все хотят быть на виду. И в фильмах они как раз себя реализуют.
Мне очень интересна наша культура, поэтому работа и обрела у нас такую форму… У меня есть коллега Евгения Комаровская, которая работает в студии «Славяне»: там они занимаются фольклором, песнями, танцами. Я ей предложила свою идею: хотелось показать, как представители разных национальностей делают одни и те же вещи. У нас много народов в стране, мы живём на одной территории, но у всех общие ценности, общие сказки. Так мы и сняли фильм на песню Евгении Вячеславовны, и во взаимной работе всё это обросло такими подробностями.
- Стала ли победа в конкурсе для вас и вашей ученицы Анны Тороповой неожиданностью? Какие впечатления остались от победы?
- Анна - очень скромная девочка, у неё ещё в этот день была репетиция «Последнего звонка», и она очень «смято» всё это пережила. Она ранимая девочка, в своей скорлупе. Может, поэтому такая тема и вывелась в фильме: материнская любовь, бабушкины сказки, огонь из печи - это всё очень личное.
- А это первый фильм, который Анна сама сняла?
- Нет, в прошлом году мы участвовали в конкурсе «Светлое кино», там нужно было снимать минутные социальные ролики. И у Ани был ролик на тему «Братья наши меньшие». По сюжету двое малышей сидят и лечат кота. Они перебинтовали его туалетной бумагой, посадили в детскую коляску - заботятся как умеют.
Взрастить зёрнышко
- А сами вы хотите что-то снять?
- Безусловно, меня постоянно тянет что-то снимать. Я понимаю, что за видео будущее, оно гораздо понятнее для зрителя. Можно полноценную историю уложить в сжатый период, и у зрителя не возникает желания вдумываться в каждую картинку.
Главная наша работа - посеять зёрнышко, полить его любовно водичкой, и потом оно у кого-то вырастет, у кого-то нет - тогда он просто хорошо проведёт время.
- В последнее время мы всё чаще слышим об омичах, которые победили в тех или иных конкурсах. На каком уровне сегодня в Омске находится мультипликация? И как вы считаете, способен ли человек, занимающийся с юных лет, в дальнейшем превратить своё увлечение в серьёзное занятие?
- Не будем себя переоценивать, но на фестивале я видела мультики других ребят и не скажу, что мы намного хуже или лучше. Все примерно на одном уровне. Но я понимаю, что можно лучше. Если у каждого из моих студийцев над душой стоять, все делают идеально. Только отвернёшься - началось шатание: где-то провалился сюжет, где-то двинулась фигурка…
А по поводу развития - я убеждена, что всё начинается сейчас. Если сейчас поймают интерес - добьются всего. Сама анимация очень популярна, она коммерчески востребована. Поэтому главная наша забота - посеять зёрнышко, полить его любовно водичкой и потом оно у кого-то вырастет, у кого-то нет - тогда он просто хорошо проведёт время.
- Какие мультики, по вашему мнению, сейчас можно отнести к наиболее популярным?
- В последнее время стало появляться много доброй, морально хорошей анимации. Вот, например, «Петя и Волк», он уже современно нарисован, его легко смотреть. Но мораль у него очень хорошая.
Просто до последних лет пяти у нас оставался придаток великолепной советской анимации, от которой наше поколение кайфует, а современным детям уже не всё понятно.
Что касается популярных мультфильмов, то, безусловно, это «Гравити Фолз»: обязательно посмотрите, если не видели. Когда мне сын говорил, я думала: «Боже, какой кошмар!», но там потрясающая сюжетная линия: брат и сестра, которые всегда друг друга поддерживают. И за счёт интересного сюжета дети «подсаживаются» на мысль, что нужно друг другу помогать.
Ещё дети до сих пор в восторге от «Ералаша», хотя это и не анимация. Детям помладше очень нравятся «Три кота» и «Оранжевая корова».
- А педагог должен сам снимать, следить за тем, что выходит нового, узнавать о каких-то только появившихся приёмах?
- Безусловно, перед тем как дать ребёнку что-то выполнить, надо самому это попробовать. На первом году обучения я нашла оптическую игрушку и пришла с ней на урок. Сделала заготовки и не проверила, как это работает, и, конечно, она не сработала. Это на всю жизнь меня научило: перед тем как хочешь дать что-то детям, проверь - это точно работает? Это работает так, а если сделать по-другому - это будет работать?