Замечено, что власти начинают заниматься проблемой, когда накапливается определённый уровень критической массы. Так случилось и с улицей Бударина. Два года тому назад архитектурное бюро «Рим» и московское КБ «Стрелка» разработали концепцию нового общественного пространства, но в июле 2019-го в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» в Омске начали реализовывать другой проект, созданный «Архбюро 91».
А поговорить?
Улице Бударина что-то совсем не везёт. Из советского прошлого вспоминается она как конечная остановка и разворотная площадка для общественного транспорта. Кто только не штурмовал здесь автобусы в час-пик. Было шумно, грязно, неуютно. Припоминается и скандальная эпопея со стройкой офисного центра, на возведение которого у застройщика не было разрешения. Суд тогда постановил снести четырёхэтажный каркас здания, демонтировать его удалось лишь спустя лет шесть. И вновь улица в скандальной городской хронике.
Место здесь хорошее – центр города с выходом на историческую часть Любинского проспекта, рядом река с набережными и скверы. Архитекторы и урбанисты ухватились за идею организации самостоятельного пространства, а существовавшую в начале ХХ века систему дворов в этой части Омска, превратить в некий городской бренд. Как случилось с Камергерским переулком.
Идею представили омичам в 2017 году, состоялся целый цикл встреч с городским сообществом. Вместе обсуждали парковки, насаждения, спуски к набережным, наполнение пространства. Договаривались с собственниками – эта территория принадлежит не только муниципалитету, чтобы учесть интересы всех, нужны компромиссные решения. Результат долгой работы был представлен на градостроительном совете при мэре.
Чтобы от дизайн-проекта перейти на строительную площадку, следует разработать документацию. Этим правом на торгах может воспользоваться любая компания, специализирующаяся на предоставлении инженерно-технических услуг. В 2019 году тендер выиграло ООО «Архбюро 91», но уже со своим проектом. Для КБ «Стрелка» и «Рима» это оказалось сюрпризом. На Публичного процесса обсуждения никто не организовывал, никто не советовался с профессиональным сообществом. это обратил внимание первым блогер Игорь Фёдоров. Он назвал новый проект «чудовищным». Два года, пока проект вынашивался, оказались потраченными зря. Так посчитали проектировщики и обиделись.
Мэрия оправдалась – от первоначального проекта пришлось отказаться, потому что городу его финансово не потянуть. Но оставить площадку в центре Омска в таком неприглядном состоянии администрация не может. Пообещав найти компромиссное решение, за улицу Бударина взялся заместитель мэра города Омска, управляющий делами администрации Олег Заремба. Он признал, что главной ошибкой было отсутствие диалога с авторами прежней идеи и общественниками.
Работа над ошибками
На специально созванной пресс-конференции Заремба сразу сказал, что реализуют то, что приемлемо для городской казны. «Как говорится, сколько денег, столько песен», – подчеркнул он и отметил, что при компромиссном решении мэрия руководствовалась спецификой бюджетного процесса. Если в этом году деньги не будут потрачены на реализацию проекта, в следующем их может и не быть. Приостанавливать работу, которая уже начата, никто не собирается.
Заместитель начальника управления формирования комфортной городской среды департамента городского хозяйства администрации города Омска Юлия Ильчук подробно рассказала, какие замечания будут учтены в этом году, что изменят в следующем, а что сделать не представляется возможным.
В следующем году вторую очередь благоустройства обещают провести совместно с «Римом», оно больше соответствует первоначальной идее. Будут договариваться с собственниками участков, чтобы расширить пешеходную зону, планируется с ГИБДД утвердить новую схему движения, посадить побольше деревьев, правда, этому мешают коммуникации. Сделать декоративное освещение.
В администрации для процедур общественного обсуждения обещают разработать регламент и в 2020 году их проводить регулярно. Если вспомнить, то сейчас горожане лишь голосуют за место, а вот как оно будет выглядеть, то забота чиновников.
Напомним и ещё один факт. Улица Бударина, по традиции, это и остановка для общественного транспорта. Сейчас здесь паркуются маршрутки и автобусы, которые ходят по пригородным направлениям и в муниципальные районы. Её планируют перенести к «Триумфу». Правда, пока этот вопрос обсуждается. В проекте же учтено место для стоянки десяти туристических автобусов.
Не представляется возможным:
- Приостановление работ и изменение очерёдности проведения работ в связи с невозможностью корректировки контракта в таком объёме в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
- Перенос сухого фонтана в связи с отсутствием альтернативных мест из-за наличия на них инженерных коммуникаций
- Изменение вида и количества малых архитектурных форм более чем на 10 процентов, так как повлечёт нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
- Отказ от ограждений в полной мере в целях обеспечения безопасности пешеходов.