Примерное время чтения: 6 минут
441

Сила привычки. Как помочь первоклашке адаптироваться в школе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аиф в Омске 19/09/2018 Сюжет Омская семья
На линейке 1 сентября волнуются и дети, и родители.
На линейке 1 сентября волнуются и дети, и родители. / Наталья Корнеева / АиФ

Начался новый учебный год. У кого-то он стал очередным, а для некоторых - первым.

Самые серьёзные перемены в жизни произошли у первоклассников. У них изменился образ жизни, к ним как к ученикам начали предъявлять новые требования. В новых условиях им хочется как можно быстрее стать успешными, но для этого нужно адаптироваться к школе.

Все дети уникальны

Изменение образа жизни, в том числе поступление в школу, является стрессом для ребёнка. Ведь у него не только изменяется статус - он становится учеником, но и меняется окружение, к которому нужно ещё привыкнуть.

«Любой человек приспосабливается к изменениям, новому образу жизни в течение двух месяцев, а к коллективу - в течение девяти месяцев, - рассказывает врач-психотерапевт клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Солодникова Наталья Денисова. - Но если у ребёнка есть какие-то психологические проблемы, адаптация может затянуться».

Срок адаптации не зависит от того, посещал ребёнок детский сад или находился на домашнем воспитании под присмотром бабушки или няни. Считается, что дети после детсада быстрее привыкают к школе, но такие же результаты показывают «домашние» ребятишки, которых родители водили по развивающим подготовительным кружкам. По словам Натальи Денисовой, многое зависит от психического состояния ребёнка, от типа его темперамента.

«Легче будет детям, которые пошли в школу по месту жительства, так как они уже знакомы со многими сверстниками. Для них адаптация пройдёт легче», - подчеркнула врач-психотерапевт.

Многие родители ждут семилетия своего чада, чтобы с первого класса начать водить его в учреждения дополнительного образования: школу искусств или спортивную секцию. Детские врачи предупреждают: чрезмерные нагрузки могут быть опасными для здоровья.

На первом месте, конечно, должна быть школа. Если ребёнок быстро адаптировался, можно сразу отдать его в секцию или кружок, но перегружать первоклашку, отдав сразу в несколько секций, не стоит. Ребёнок может не понять, что устал, но об этом начнёт говорить его тело - с помощью заболеваний. Истощение нервной системы, психики сказывается на иммунитете. Если ребёнок часто болеет ОРЗ, это может быть показателем, что он просто устал.

Даже если у первоклашки очень сильная тяга к познанию мира и он хочет посещать несколько кружков, родителям рекомендуется притормозить неугомонное чадо.

«Все мы рождаемся с какими-то предрасположенностями, определённым темпераментом, который не переделать. Кто-то от природы медлительный, а кто-то слишком шустрый. Задача родителей - разглядеть это. Если не получается самостоятельно, нужно обратиться к психологу. И смотреть, как ребёнок себя чувствует, отслеживать его физическое и эмоциональное состояние», - подчёркивает Денисова.

Слово за родителями

Если ребёнок пошёл в школу, это не значит, что он стал взрослым. На родителях первоклассников лежит очень большая ответственность, так как именно от них требуется оказывать психологическую поддержку.

«Для адаптации родители очень нужны, но в разумных пределах, - считает психо­терапевт. - Ребёнок где-то должен проявлять свою самостоятельность. От родителей нужна психологическая помощь - придать ребёнку уверенности, что он молодец и обязательно со всем справится».


ПЕРВОКЛАШКИ БОЛЬШЕ ХОТЯТ ИГРАТЬ, ЧЕМ УЧИТЬСЯ.


Ещё родители могут помочь своему чаду наладить контакт с другими детьми. Но если ребёнок общительный, нужно просто дать ему возможность самому влиться в коллектив, самостоятельно определить круг общения.

Родителям важно помнить, что только они могут снизить стрессовое напряжение у первоклассника. Для этого нужно упорядочить режим дня, а также выделить время для экскурсии по школе - показать, где находятся классы, столовая, спортзал, туалет. Кстати, общественный туалет - это одно из самых стрессовых мест для ребёнка, особенно для того, кто не ходил в детский сад.

И, конечно же, не надо пугать ребёнка сложностями и трудностями, которые будут его ждать в школе. Запугивать особенно любят старшие братья и сёстры.

некоторым первоклашкам может быть скучно на уроке чтения - им не надо учить буквы.
Некоторым первоклашкам может быть скучно на уроке чтения - им не надо учить буквы. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Нужно дать ребёнку возможность быть уверенным в себе, в том, что он справится, трудности сразу не навалятся, ЕГЭ с него спрашивать не будут, - считает Денисова. - Дети сейчас в основном идут в школу подготовленными - умеют читать и писать. Но даже если ребёнок будет не подготовлен к школе, он не станет аутсайдером - его научат всему, что нужно. Надо ребёнка поддерживать, хвалить за достижения».

Первые трудности

В начале учебного года ребёнка может напрягать новый коллектив, изменившийся статус. По данным психологов, у первоклашек часто отсутствует мотивация к учению - они ещё хотят играть, и зачем их отводят в школу, они не понимают.

«Здесь необходим положительный подход родителей. Если вы чувствуете, что у ребёнка какое-то напряжение, что-то его сильно тревожит, но он ещё не может вам всего рассказать, что в школе происходит, то поиграйте с ним в школу, - советует Денисова. - Посадите мягкие игрушки, дайте ребёнку побыть в роли ученика, потом в роли учителя. Через его интонации, речь можно понять, что случилось. Такая игра снимает стрессовую нагрузку. И ещё: если ребёнок часто играет в школу - это тоже сигнал, что он испытывает  там какое-то напряжение».

Во время игры можно откорректировать какие-то моменты: как ответить учителю, как поднять руку, как отпроситься в туалет. Чрез игру можно помочь ребёнку справиться с ситуацией.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах