Уж сколько раз твердили миру, что интернет-мошенники не дремлют и схемами преступными хитры, но только всё не впрок. В сети преступников продолжают попадаться новые жертвы.
В 2022 г. в полицию обратились 4600 жителей Омской области, пострадавших от обмана онлайн-аферистов. И это только официально заявившие о том, что попались на мошеннические удочки. Общая сумма денег, перекочевавших со счетов законных владельцев на чужие карты, составила без малого 7, 640 млн руб.
Ловится рыбка мала и велика
Чаще всего уловки киберпреступников цепляют пенсионеров, не особо осведомлённых в финансовых схемах, а тем более в компьютерных технологиях. 24% из числа потерпевших – пожилые люди, которые принимают слова аферистов, представляющихся зачастую сотрудниками правоохранительных органов или банковских структур, как руководство к действию, и добровольно выполняют рекомендуемый им инструктаж.
Словно зомби называют заветные цифры, дающих доступ к электронным счетам, едут в кредитные организации, снимают со сберкнижек все накопленные рубли и переводят их на неизвестные счета. Так они пытаются сохранить нажитое денежное имущество, а по факту остаются ни с чем.
Раскрыть преступления подобного характера сложно. Но можно. На каждого хитреца как говорится найдётся свой мудрец, а на преступника – следователь. Сегодня в Омске готовятся к передаче в суд два громких уголовных дела по совершению мошеннических действий посредством информационно-телекоммуникационных технологий.
Одно из них уникально количеством эпизодов. Фигурантом выступает 26-летний молодой человек из Златоуста. Не имея постоянного источника дохода, он гастролировал по стране, успел объехать пять регионов и совершить 31 киберпреступление. Таким образом он заработал 9 млн руб. и уголовный срок. А вот какой продолжительности будет жизнь за решёткой, решит суд. В настоящее время задержанный уже заключён под стражу.
Вернуть похищенные через интернет денежные средства возможно, если пострадавший обратился в банк с письменным заявлением в течение суток. Важным условием является тот факт, что это были именно мошеннические действия без помощи самого пострадавшего.
Второе уголовное дело связано с рецидивом. 49-летней женщине настолько понравились лёгкие деньги, что она, уже раз будучи пойманной на своих противозаконных деяниях, продолжила работу по криминальной схеме выманивания чужих купюр вновь.
Леди заводила дружбу с мужчинами на сайте знакомств, писала им сообщения, высылала свои фотографии. А войдя в доверие, рассказывала о том, что ей срочно требуются деньги якобы на лечение больной матери. Сердобольные ухажёры, дабы не предстать в глазах дамы скупыми и жёсткими, переводили на её счёт немалые суммы.
Но болезнь близкого человека была легендой, на самом деле матери девушки давно нет в живых. Это выяснилось уже в ходе следствия в 2019 г., в результате которого было раскрыто девять эпизодов мошеннических действий. Аферистке дали два года лишения свободы условно. А в прошлом году она опять попала в поле зрения правоохранителей, успев совершить ещё три подобных преступления и получить более 1 млн руб.
Рождение новых «легенд»
«Мошеннических схем много. 31% потерпевших попались в ловушку махинаторов при дистанционных сделках купли-продажи на крупных торговых онлайн-площадках. Четвёртая часть преступлений совершена под предлогом блокирования либо списания денежных средств с карт, когда мошенники звонят от лица банковских работников, - рассказывает начальник Следственного управления УМВД России по городу Омску Ирина Губерт. – Ещё в 20% случаев преступники крадут или находят чужую банковскую карту и совершают с неё покупки до 1 тыс. руб., не требующие введения пин-кода. Либо через мобильное приложение без труда переводят деньги на свои счета.
6% кибермошенничеств происходит под предлогом инвестирования денежных средств, через финансовые пирамиды. 5% в случаях, когда якобы нужно оказать помощь родственникам, попавшим в ДТП. 2% путём взлома личных страниц соцсетей. Такое же число потерпевших попадаются в мошеннические схемы, когда решаются на сомнительные предложения улучшить кредитную историю для получения ипотеки».
Новые схемы развода на деньги в сети появляются с завидной регулярностью. Одна из последних такова: псевдосотрудники оператора сотовой связи звонят через мессенджеры. Они информируют о завершении срока договора на оказание услуг, предлагая его пролонгировать. Если абонент соглашается, ему присылают код подтверждения. Назвав полученные цифры, абонент развязывает руки мошенникам, предоставляя им доступ в свой личный кабинет оператора сотовой связи, где указаны персональные данные. Кроме того, аферисты смогут установить переадресацию звонков и смс, поступающих от банка на свои номера телефонов.
Финансовый ликбез поможет
«Вернуть похищенные через интернет денежные средства возможно, если пострадавший обратился в банк с письменным заявлением в течение суток. Важным условием является тот факт, что это были именно мошеннические действия без помощи самого пострадавшего. Если человек самостоятельно сообщает коды либо снимает деньги и переводит их по реквизитам, названным мошенниками, то такие денежные средства банк возвращать не обязан, так как человек не соблюдал требования информационной безопасности банка», - подчеркнул начальник отдела безопасности омского отделения Банка России Виталий Романов.
Сократить число киберпреступлений может финансовый ликбез населения всех возрастов, считают специалисты. В этом году в школах стартовали специальные онлайн-уроки по финансовой грамотности, организатором которых выступает Центробанк РФ. А ещё в плане профилактики как нельзя лучше подойдёт простое правило: «Молчание – золото». Не разговаривайте с людьми, звонящими с незнакомых номеров и представляющимися банковскими сотрудниками.
Лучше сразу же отключить такой звонок, а если возникают какие-то сомнения, лично обратиться в кредитную организацию либо позвонить по телефону горячей линии. Не нужно забывать, что мошенников можно приравнять к настоящим психологам, чётко знающим как получить нужную им информацию.
Вопросами кибербезопасности занимаются сотрудники многих ведомств и служб. Работает Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере. Специальная информационная система, к которой подключены все кредитные организации и правоохранительные органы мгновенно фиксирует сообщение гражданина о похищении денежных средств. Если этот факт подтверждается банком, то информация попадает в базу данных и автоматически становится доступна всем участникам Центра.
На законодательном уровне появилась возможность закрывать подозрительные интернет-домены. В прошлом году было заблокировано 6,5 тысяч таких сайтов, а также 500 тысяч телефонных номеров.