340

Права покупателя: с чем приходится сталкиваться омским потребителям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Омске 16/03/2016
Сеансы с пробой косметики могут закончиться кредитом.
Сеансы с пробой косметики могут закончиться кредитом. / Александра Горбунова / АиФ

Часто омичи получают ненадлежащее информирование, откровенную ложь о товаре,  встречаются со всяческим навязыванием или даже обязательством купить его.

«Недавно меня пригласили на бесплатную демонстрацию косметики, - делится печальным опытом Елена Арсеньева, наша читательница. - Когда пришла в офис косметической фирмы, на стол передо мной поставили чемодан с косметикой, открыли пару баночек, помазали лицо, веки... А потом весь чемодан заставили купить! В тот же день я пошла в общество защиты прав потребителей».

Елене повезло. Фирма, торгующая «волшебными» чемоданами, в досудебном порядке согласилась перечислить всю сумму банку, взяв с Елены лишь деньги за две открытые банки с косметикой. Так счастливая покупательница вместо 57 тыс. руб. под 50% годовых потратила единовременно только 2 тыс. руб. Можно сказать, отделалась лёгким испугом.

Мы доверчивы

Несмотря на то что омичи готовы отстаивать свои права, до проверок и судопроизводства доходит лишь 1/3 всех заявлений. Большинство жалоб связано с откровенным хамством продавца, что доказать практически невозможно. И наши потребители в принципе юридически безграмотны, они не понимают, какие необходимо предоставить документы. Даже возвращая бракованный товар в магазин, вплоть до автомобиля стоимостью в полмиллиона, редкий покупатель догадается оформить акт о возврате, написать претензию в двух экземплярах, заверить документы у продавца.

Константин Кудряшов

«Сегодня на рынке только-только появился потребитель нового формата - это поколение 30-летних. Именно они в последнее время судятся с банками, возвращая проценты, комиссии, страховки», - говорит Константин Кудряшов, председатель общества защиты прав потребителей «Разорвём». - Начиная с 1990-х их сам продавец учил разбираться в качестве, оформлять документы, требовать возврата денег. По крайней мере, прежде чем сделать крупную или дорогостоящую покупку, современный потребитель зайдёт в Интернет и почитает отзывы. Наиболее доверчивы у нас пенсионеры, и этим нередко пользуются мошенники».

Прежде чем сделать крупную или дорогостоящую покупку, современный потребитель зайдёт в Интернет и почитает отзывы.

Так, в Омске до сих пор специалисты наблюдают наплыв распространителей всевозможных пылесосов, чудо-фильтров для воды, косметики, а ещё «проверяльщиков» работы счётчиков, газового оборудования или качества установки пластиковых окон. Последнее веяние в этом направлении - обслуживание персональных компьютеров на дому. Вместо заявленных 2 тыс. руб. мошенники пичкают устройства программами и берут за это уже 15-20 тысяч. 

Бизнес идёт в обход

Имя Фамилия

«Сегодня приветливо встречают покупателя только на рынках. Частные предприниматели и представители мелкого бизнеса заинтересованы в постоянном клиенте. А если обхамили, обвесили, продали просроченный продукт, то чаще всего в супермаркете, - рассказывает Лариса Моисеева, председатель межрегионального общества защиты прав потребителей им. В. Ф. Каштанова. - Эти люди не ценят покупателя, у них всё на потоке».

Свои деньги получают лишь 5% обманутых или обиженных покупателей.

Кроме прочего, омский бизнес научился обходить практически все рычаги давления на него. Официально компании оформляются как ИП на бомжей, частных лиц, живущих в других регионах - в общем там, где их точно не достанут. По неофициальным данным, свои деньги получают лишь 5% обманутых или обиженных покупателей.

Дмитрий Дмитриев

«Некоторые омские застройщики преднамеренно банкротятся и постоянно перерегистрируются, чтобы не терять денег, - поясняет Дмитрий Дмитриев, председатель общества защиты прав потребителей в сфере строительства. -  При этом полиция отказывается возбуждать уголовные дела о преднамеренном банкротстве. Обезопасить себя можно, если купить готовую квартиру или не подписывать соглашение с застройщиком о переносе сроков сдачи дома».

«Нужны более частые и тщательные проверки, причём незапланированные, без предупреждения», - заключает Екатерина Воронина, ведущий юрист общества защиты прав потребителей «Недвижимость и быт».

продукты
Вероятность, что вам продадут просроченный продукт, больше - в супермаркете. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Спорная процедура

В спорных вопросах о том, испортил товар покупатель или же ему продали заведомо некачественный продукт, ставит точку экспертиза. Но чаще всего две стороны перепираются - кто будет оплачивать процедуру, сколько она на самом деле стоит, не «помог» ли с потерей качества сам продавец.

«Экспертиза - дорогое удовольствие, - продолжает Константин Кудряшов. - Поэтому набирает популярность предварительная консультация. Её цена - 300-500 руб. Но эти сведения, составленые по внешним наблюдениям, могут не отражать истины, попросту могут быть ошибочными».

Ремонт вместо денег

Ольга Екимова, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Омской области:

Ольга Екимова

- Много жалоб омских потребителей связано с нарушением условий хранения продуктов. К нам приходят и с жалобами на неверные ценники в магазинах, которые вводят в заблуждение. Или нередко уже дома покупатель выясняет, что приобретённая бытовая техника - в основном это холодильники, телевизоры - не соответствует заявленному качеству.

Иногда жалобы носят сезонный характер. Так, когда были отменены рейсы в Египет, нам поступили обращения от туристов, которые уже на тот момент запланировали свой отдых.

Всего в 2015 году поступило 2732 жалобы. И это больше, чем в предыдущий период. Из них 71% - жалобы потребителей на какие-либо услуги, и ещё 29% жалуются на предприятия торговли.

Всего в 2015 году поступило 2732 жалобы.  И это больше, чем в предыдущий период. Из них 71% - жалобы потребителей на какие-либо услуги, и ещё 29% жалуются на предприятия торговли. Чаще всего омичи недовольны услугами ЖКХ,  банковским сектором, услугами связи и бытовыми услугами.

Предупреждён - вооружён!

Евгений Рабинович, председатель общества защиты прав потребителей «Щит»:

Евгений Рабинович

- Прежде чем отправляться в магазин, нужно понимать, как себя обезопасить. Внимательно читайте и запоминайте название организации, фирмы, её юридический адрес. Приобретая товар, требуйте документ, подтверждающий факт покупки. Обязательно читайте договор перед подписанием. Ознакомьтесь с правилами эксплуатации, транспортировки, хранения приобретённой вещи. Если товар будет испорчен и в этом будете виноваты вы - деньги не вернут. Возврат крупногабаритного товара свыше 5 кг для ремонта, уценки, замены осуществляет продавец. Помните, что в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. И наконец, во всех спорных случаях по качеству товаров или услуг пишите претензию в двух экземплярах.

Приятно удивили

Александр Шлеменко, спортсмен, учредитель школы единоборств «Шторм»:

Александр Шлеменко

- Не так давно наша спортивная школа столкнулась с положительным примером обслуживания. Мы заказали ковёр для спортзала, это очень дорогостоящий товар. Тем более напольное покрытие для борцов - товар штучный, он должен быть качественным и долговечным. К сожалению, за пару недель занятий ковёр значительно испортился, покрытие стало вздуваться, отслаиваться. Встал вопрос о замене. И самым неожиданным оказалось, что продавец без лишних бумаг и доплат довольно быстро заменил ковёр на другой. Последний нареканий уже не вызвал. Важно отметить, что мне не пришлось писать никаких претензий, нужно было только согласовать время доставки нового ковра, чтобы не нарушать режим тренировок. Но и в этом нам пошли навстречу. Если честно, очень удивлён таким сервисом.

Чаще в Омске всё наоборот: продавцы воспитанием не отличаются, заходишь иногда что-то купить, но отвлечь продавца от его занятий невозможно. В таких случаях я просто разворачиваюсь и ухожу, не трачу свои нервы. И точно знаю, что в такой магазин больше ни ногой.

Кстати
В Германии очень часто можно слышать выражение, которое переводится на русский как «потребитель - король». Этому в немалой степени способствовала 40-летняя деятельность Германского института информации для потребителей. Согласно исследованиям рынка, о работе института знают 96% населения и считают её полезной. Институт проводит ежегодно около 120 сравнительных испытаний товаров и 80 экспертиз по услугам. Потребители осознают, что они не могут получать эту информацию бесплатно, и покупают журналы организации, реализуемые ежемесячно в количестве 1 млн экземпляров.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах